/>

Узел Рапала: как вязать, его особенности и применение

Как правильно вязать рыболовные узлы

Итак, друзья! Вы заболели спиннинговой ловлей, купили отличный спиннинг и катушку к нему, намотали прочный шнур. В вашей коробке множество воблеров, «колебалок» и других видов приманок. В общем вы готовы к тому, чтобы поймать ваш первый трофей. Но есть очень важный момент: прежде чем вы постигните тонкости заброса и анимации приманок, вам важно научиться не потерять их при вываживании рыбы или зацепе об подводные препятствия. И для этого необходимо научиться вязать надежные рыбацкие узлы.

От того, как вы научитесь их вязать, будет зависеть сохранность приманок и результативность рыбалки. Простые виды узлов значительно ухудшают прочность жил плетенки (лески), что обычно приводит к разрыву рыболовной снасти в самый ответственный момент и потере дорогой приманки.

Поэтому важно научиться завязывать именно такие узлы, которые будут минимально травмировать нить. Хороший узел обычно сохраняет да 95-96% изначальной прочности лески или плетенки. Благо, что долголетняя практика многих рыболовов определила наиболее прочные из узлов. Вам же только остается попрактиковаться в неспешном их завязывании в домашних условиях. Как говорится «тяжело в учении, легко в бою». Знайте, что то время, которое вы потратите на изучение и освоение надежных видов узлов, сделает вашу рыбалку успешной и поможет сохранить и приманки, и улов.

Итак, прежде всего узел должен соответствовать той задаче, которую на него возлагает рыболов. Обычно с помощью узлов соединяют основную леску (плетенку) и поводок, леску и крючки, вертлюжки, застежки, заводные кольца и конечно же приманку.

Если вы наберете в поиске запрос «рыболовные узлы», то получите огромное их количество под самые разные нужды, а вот из этой статьи вы узнаете о самых распространенных и надежных.

Этот узел очень эффективен для того, чтобы надежно соединить флюрокаброновую или монолеску леску с плетеным шнуром. Применение флюрокарбоновой лески с данным узлом полезно при ловле осторожных рыб, потому что она не заметит невидимую леску. «Морковка» идеально подойдет для связывания двух частей разорвавшейся лески. В ходе эксплуатации он не цепляет кольца удилищ, потому что всего в 2-3 раза толще лески.

Как вязать рыбацкий узел «Морковка»

Для этого нам нужно взять два куска лески либо шнура и делать соответственно инструкции.

  1. Из плетенки делаем петлю 5-8 см, затягивать не нужно;
  2. Главную леску просовываем в сделанную петлю и вытаскиваем ее примерно на 20 см. Это нужно для дальнейших вязки оборотов;
  3. С помощью монолески (флюрокаброновой лески) делаем 10 оборотов вокруг петли. Ее необходимо накладывать постепенно, делая друг за другом обороты вдоль плетенки;
  4. Когда сделаете 10-й виток, переверните главную леску и делайте обороты в другом направлении. После того, как сделаете последний оборот, протяните монолеску в петлю плетеной лески и затяните узел;
  5. Узел готов. Данный узел увеличивает прочность лески на 80%, его трудно испортить.

Нужно быть внимательным при намотке узла, при допущении ошибки леска может перетереться. При затягивании рекомендуем тянуть одновременно за ходовые концы обоих кусков лески.

Преимущества: Максимальная простота, компактность и прочность. Практически исключено появление обрывов в месте соединения лески.

Недостатки: Небольшие трудности на первых этапах изучения узла. Иногда процесс завязывания занимает много времени. После нескольких рыбалок узел следует перевязать, т. к. он изнашивается.

Что нужно запомнить? Что бы сохранить максимальную прочность и выносливость, стоит придерживаться определенных правил:

    • главная леска должна оборачиваться косичкой вокруг шок-лидера, это нужно делать соблюдать для предотвращения деформации узла;
    • перед завязкой смажьте леску и плетенку жидкостью, так вы избавитесь от перегорания из-за сильного трения;
    • внимательно следите, чтобы первая петля не затянулась до того, как будут сделаны 10 обратных оборотов к началу и в нее проденут монолеску.

Один из самых распространенных и простых видов. Используется при необходимости привязать джиг-головку, крючок с колечком или вертлюжок. «Паломар» отлично подойдет для привязки дропшота. Лучше всего работает с плетенкой FairLine. На ней он сам по себе не развязывается. По общепринятой таблице прочности «Паломар» составляет порядка 80%, это отличный показатель для рыболовного узла. Он активно используется среди любителей спиннинговой и донной ловли. Универсальная петля применяется для разного рода оснасток. В спиннинговой рыбалке ее применяют для прикрепления воблера, блесны или приманки к плетенке. При поплавочной и донной ей привязывают крючки и поводки.

Как вязать рыбацкий узел «Паломар»

После того, как вы завяжите узел, крючок будет свободен для осуществления вращения в узле. Вязать его следует следующим образом:

  1. Сложите леску вдвое и протяните образовавшуюся петлю в проушину крючка;
  2. Получившимся согнутым концом сделайте на леске обычный узел;
  3. Изгиб веревки пропустите сверху крючка и далее в обхват узла;
  4. Для фиксации узла перед затягиванием необходимо смочите водой;
  5. Подрежьте лишнюю часть концов.

Преимущества: Узел «Паломар» используется с монолеской или плетенкой. При хорошей практике можно научиться завязывать в ночное время суток. Хорошо изученный узел «Паломар» улучшить результативность рыбалки.

Недостатки: Трудности при прохождении крючка или мушки через петлю. В этом случае следует сделать петлю большего размера.

Более трех десятков лет рыболовы всего мира используюn данный узел при рыбалке. В спиннинговой ловле узел «Олбрайт» является связующим звеном между леской и поводком. Этим узлом пользуются рыболовы, которые нуждаются в особой чувствительности и балансе снасти. При карповой ловле «Олбрайт» связывает главную леску с шок-лидером, также им можно воспользоваться для соединения лесок разных диаметров и двух лесок с веревками. Этот узел очень похож на узел «Морковка», но в «Олбрайте» обороты делаются в одну сторону, а в «Морковке» — вправо и влево, и витки накладываются друг на друга.

Как вязать рыбацкий узел «Олбрайт»

Это один из самых простых и популярных видов завязывания узлов.Для его завязывания следуйте инструкции.

  1. На перекрещении двух лесок необходимо сделать петлю;
  2. Продеть конец одной лески через петлю, после чего оберните ее вокруг себя и петли 10 раз;
  3. Конец лески проденьте через рядом лежащую петлю;
  4. Осталось смочить получившейся узел водой и затянуть его. При необходимости следует подрезать концы.

Недостатки: Возможен сбор мусора узлом в процессе ловли, поэтому он требует внимания, особенно ночью.

Используется для надежного крепления любых крючков и приманок. Отлично подходит для крепления монолески или плетенки. Для «Рапала» следует использовать легкие рыболовные снасти в том случае, когда вертлюг или лидер — основные составляющие. Благодаря этому блесна совершает натуральные движения. Для крепления рыболовного карабина узел «Рапала» будет очень удобен. При его использовании воблер всегда находится в правильном положении, его игру не ограничивает упругость лески.

Как вязать рыбацкий узел «Рапала»

Следует оставить запас длины петли, это нужно для осуществления свободного движения приманки. Вязать нужно следующим образом.

  1. Необходимо сделать простой узел с помощью лесок или веревок;
  2. Конец одной веревки пропустите через проушину;
  3. Затем пропускаем конец через простой узел;
  4. Конец обматываем вокруг главной лески, делаем пять оборотов, возвращаем конец лески назад и снова продеваем в простой узел, который сделали в самом начале;
  5. Продеваем конец в образовавшуюся петлю и затягиваем;
  6. При необходимости обрезаем концы.

Преимущества: Узел «Рапала» позволяет блесне двигаться натурально, помогает сберечь прочность лески.

Недостатки: Нужно потратить достаточно времени для правильного завязывания узла. Засоренность узла в процессе ловли.

«Orvis Knot» — незамысловатый и надежный метод соединения крючка с поводком. По данным опросов, его использует около 80% рыбаков. После нескольких часов практики завязывания узла вы сможете завязать его вслепую. Этот навык пригодится при ночных рыбалках.
Как вязать рыбацкий узел «Orvis Knot»

Чаще всего рыболовный узел используется для соединения крючка и поводка. Вяжется он просто.

  1. В ушко крючка вставляем леску и проводим конец под главной леской;
  2. Конец лески продеваем в петлю, которая образовалась возле ушка;
  3. Свободный конец лески обматываем вокруг образовавшейся петли;
  4. Делаем 3-4 оборота;
  5. Аккуратно подтягиваем узел до более компактного размера;
  6. Смачиваем и затягиваем.

Преимущества: Высокая прочность и компактность. Позволяет свободно двигаться крючку. Простое освоение.

Недостатки: можно пренебречь.

Топ 6 рыболовных узлов

Дата записи в блоге: 10.12.2019
Дата добавления записи в блоге: 10.12.2019

Всем привет! Сегодня я решил собрать в одном видео все основные рыболовные узлы, которые могут вам пригодиться на самых разных рыбалках. Как обычно, будут показаны только наиболее эффективные и простые узлы, которыми я сам постоянно пользуюсь. Итак, поехали!

Восьмерка

Один из простейших узлов, тем не менее, вполне рабочий и может пригодиться, если необходимо связать петельку на конце лески. Вяжется элементарно, свое название получил от характерной фигуры, которая получается в процессе его завязывания. Любой рыболов просто обязан знать этот узел. Например, петля на патерностере под кормушку идеально вяжется именно восьмеркой. Складываем петельку из лески, затем оборачиваем ее чуть сложнее, чем обычный узел, и затягиваем.

Трехоборотный узел для петельки

К сожалению, «восьмерка» не самый прочный узел, поэтому я им пользуюсь крайне редко, например, если диаметр лески позволяет не задумываться о потере прочности. Для тонких поводков я использую именно трехоборотный узел. Хотя он вяжется посложнее, один раз научившись, разучиться уже невозможно. Практические тесты показывают его превосходство над восьмеркой, поэтому в случае, когда важна каждая толика прочности, я использую именно его. Я уже показывал, как вяжется этот узел, поэтому здесь справочно и быстро показываю еще раз.

Тройной (четверной) хирургический узел

Если нам надо организовать петельку на шнуре, то лучше всего воспользоваться тройным или четверным хирургическим узлом. Это связано с тем, что шнур, особенно в оболочке, очень скользкий и более простые узлы на нем просто «едут», развязываясь или сползая. Этот узел настолько прост, что проще него только самый простой обычный узел. Он и вяжется точно так же, только вместо одного оборота делается три или четыре, откуда и название.

Клинч

Если нам надо привязать к концу лески карабин, вертлюжок, приманку, пригодится узел «клинч». Также очень простой узел, не требует никаких особых навыков вязания и вообще даже запоминания. Подходит как для монофила, так и для шнура. Продеваем леску в ушко, делаем 7-8 оборотов, свободный конец лески продеваем обратным ходом в получившуюся петельку. Узел самозатягивающийся, поэтому смачиваем и затягиваем. Секундное дело, очень полезный узел. Для продвинутых рыболовов есть разновидности узла – улучшенный клинч и т.д., не пользуюсь, хватает простого за глаза.

Узел для привязывания крючка

Крючок, конечно, можно привязать и на клинч, если у крючка есть ушко. Если же крючок с лопаточкой, то нужно будет использовать простой, но очень надежный узел, я бы сказал, что это разновидность клинча, связанная на крючке. Я его уже показывал в отдельном видео и рекомендую так вязать не только крючки с лопаточкой, но и крючки с ушком. Вяжется он довольно просто, но обратите особое внимание, что при завязывании этого узла на крючке с лопаточкой требуется обязательно дать натяжение леске. Вы можете, например, поставить на бобину тяжесть или зажать ее коленями и т.д., главное, чтобы леска в процессе завязывания узла была всегда натянута.

Узел Олбрайт (Albright)

Еще один полезный узел пригодится нам для привязывания шок-лидера. Он кажется сложным в исполнении, но на самом деле узел вяжется довольно просто и, раз научившись, будете потом вязать его с закрытыми глазами и применять по назначению. Берем толстую леску (если диаметры разные), складываем пополам. Тонкий шнур пропускаем через петельку, делаем наши обычные 7-8 оборотов в обратную сторону и свободный конец еще раз пропускаем в петельку. Узел затягиваем. Потренировавшись раз пять дома на толстой леске, будете вязать его на рыбалке быстро и без проблем.

Другие узлы

Кому хочется вникнуть в тему узлов глубже, посоветую также обратить внимание на специальный довольно сложный в исполнении, но эффективный узел для привязывания мормышки. У меня есть отдельное видео, целиком посвященное этому узлу, при желании пройдите по ссылке и посмотрите. Гарантирую, что потери мормышек у вас сократятся. Очень многие в комментариях удивляются, как можно завязать все эти «бантики» на морозе? А вы, вместо того, чтобы рассуждать, попробуйте. Увидите, что и проблем никаких нет. Да и зачем это делать на морозе, когда можно дома сделать запасные удочки и, при внештатной ситуации, просто размотать запаску?

Также в редких случаях нам бывает полезен узел Рапала для привязывания приманки на петельку, он довольно хитрый и нетривиальный, при желании можете научиться его вязать для расширения своего кругозора.

В заключение хочу сказать, что зная и умея вязать представленные шесть узлов, никаких проблем с оснастками у вас на рыбалке в 99% случаев возникнуть уже не должно. На этом я пока с вами прощаюсь, ни хвоста, ни чешуи, и до новых встреч!

Узел Рапала: как вязать, его особенности и применение

На тросе делают небольших размеров колышку (рисунок а). Конец троса проводят в колышку (рисунок б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рисунок в). Затянутый узел изображен на рисунке г.

Применение.

Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос.

Выполнение.

Конец троса проводят в коуш (рисунок а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рисунок б, в).

Затянутый узел показан на рисунке г.

Применение.

Брамшкотовый узел используют в в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями.

Применение узла в последнем случае показано на рисунках д, е, ж.

Выполнение.

На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рисунок а). Ее проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рисунок б), Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рисунок в, г).

Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рисунок д).

Применение.

Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса па гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

Выполнение.

Трос, на ходовом конце которого изготовлен кноп, поочередно обносят вокруг обеих лап якоря (рисунок а, б), проводят под перекрещивающий шлаг и прочно крепят к веретену якоря линем или шкимушгаром (рисунок в).

Применение.

Буйрепный узел применяют при креплении буйрепа к якорю.

Узел Восьмерка – первый вариант.

Выполнение.

На конце троса делают небольших размеров петлю (рисунок а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рисунок б).

Затянутый узел изображен на рисунке в.

Применение.

Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Узел Восьмерка – второй вариант.

Выполнение.

Этот узел отличается от предыдущего тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза.

Выполнение узла приведено на рисунке а, б, в.

Применение.

Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Выбленочный узел.

Выполнение.

Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рисунок а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рисунок г, д), надевают их на предмет (рисунок е) и затягивают узел (рисунок ж).

Применение.

Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов.

Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.).

Читайте также:  Узел Лидер (Leader Knot): пошаговая схема вязания с видео

Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

Гачный узел.

Выполнение.

Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рисунок. а) закладывают в гак (рисунок. б) и накрывают сверху коренной частью троса (рисунок в).

Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Применение.

Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

Двойной беседочный узел.

Выполнение.

На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рисунок а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рисунок б), который затем расширяют и обносят вокруг узла (рисунок в, г).

Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры (рисунок д).

Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел, после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Этот способ завязывания узла приведен на рисунках е,ж,з.

Применение.

Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

Задвижной штык – узел.

Выполнение.

Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рисунок а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Применение.

Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

Плоский узел.

Выполнение.

Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе.

Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рисунок а). Конец другого троса подводят под петлю (рисунок б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового конца толстого троса (рисунок в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рисунок г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра.

Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой.

Завязанный плоский узел изображен на рисунке д.

Применение.

Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра.

Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

Простой штык.

Выполнение.

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).

В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.

Завязанный узел показан на рисунке г.

Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Применение.

Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

Прямой узел.

Выполнение.

Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рисунок а) и связывают так, как показано на рисунке б.

Затянутый узел показан на рисунке в. На рисунке г представлен неправильно завязанный прямой узел.

Применение.

Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш (рисунок д).

Рифовый узел.

Выполнение.

Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рисунки а, б). Благодаря этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рисунке в.

Применение.

Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах.

Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Рыбацкий штык.

Выполнение.

Конец троса дважды продевают в рым (рисунке а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рисунке б). После образования второго полуштыка (рисунке в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рисунке г).

Применение.

Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки.

Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Сваечный узел.

Выполнение.

На тросе в том месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рисунок а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рисунок б).

Затянутый сваечный узел показан на рисунок в.

Применение.

Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки.

Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рисунок г.

Стопорный узел.

Стопор накладывают на трос двумя шлагам: (рисунок а, б), после чего ходовой конец стопор два—четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой и крепят к нему линем или шкимушгаром (рисунок в).

Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рисунок г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную цепь, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рисунок д).

Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рисунок е).

Удавка со шлагом.

Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рисунок а, б).

Затянутый узел изображен на рисунке в.

Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рисунок г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Применение.

Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

Удавка со шлагом.

Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рисунок а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

Применение.

Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам.

Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

Шлюпочный узел.

Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с помощью шкимушгара) и пропускают под первую банку.

Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рисунок а), проводят над тросом, перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рисунок б).

Завязанный шлюпочный узел изображен на рисунок в.

Применение.

Шлюпочный узел применяется для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Штык со шлагом.

Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рисунок а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рисунок б, в).

Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Применение.

Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

Узлы часть 1. Базовые узлы

Существует множество разных узлов со схожим и различным применением (К. Ашлей описал их около 700 видов). Такое огромное разнообразие связано с тем, что верёвка применялась человеком с момента его выхода из пещер (хотя даже раньше), а верёвка без узлов почти бесполезная штука. Вот и придумывались узлы, сначала простые и не надёжные, со временем более изощрённые, удобные и надёжные. И со временем их и стало такое множество что знать их все просто невозможно. Но можно выучить основные, которые удовлетворят любые запросы.

Итак, для начала вы должны запомнить, что каждый узел ослабляет верёвку на 30-60%, а это не мало. Ослабление тем больше, чем сильнее веревка перегибается и сдавливается. Это из-за того, что в месте перегиба нагрузка на волокна распределяется неравномерно, самые большие напряжения испытывают те волокна, которые расположены на внешнем радиусе изгиба. Поэтому старайтесь не вязать лишних узлов, а также соизмеряйте нагрузку на верёвку с конкретным узлом.

Так, если нагрузка, которую будет испытывать верёвка не велика, то можно применять более простые и легковяжущиеся узлы, в которых она будет значительно перегибаться. Но когда дело касается серьезного веса, либо, когда от прочности верёвки зависит жизнь и здоровье человека, то необходимо применять более надежные узлы, о которых я и расскажу. К тому-же не стоит забывать, что некоторые узлы могут затягиваться настолько, что их потом так просто не развязать. А особенно трудно когда верёвка под нагрузкой.

Встречный проводник

Один из древнейших узлов. Может применяться для связывания веревок как одного, так и разного диаметра, неплохо держит, легко вяжется и не «ползет». Также, это практически единственный узел, который подходит для связывания лент.

Недостатки: значительное ослабление верёвки, а также очень сильное затягивание вплоть до невозможности развязать.

Рекомендую применять его для связывания лент и сочетаний лента-верёвка, а также для постоянных оттяжек.

Прямой

В «Книге узлов Ашлея» (Нью-Йорк, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное назначение — им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки. Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Этот узел ползёт и опасен, когда намокнет. После завязывания узла каждый его ходовой конец нужно прихватывать линём к коренному концу.»

Этот узел применяется для соединения двух верёвок одинакового диаметра. Он легко вяжется и может быть относительно легко развязан, для этого нужно сильно и резко дернуть за ходовой или коренной конец одного из канатов. Использование без контрольных узлов не допустимо.

Недостатки: сильно затягивается, самопроизвольно развязывается (особенно на скользких, мокрых и обледенелых верёвках), требует контрольных узлов.

Рекомендую при помощи прямого узла делать неответственные соединения верёвок одного диаметра, при этом не забывая о «контрольках».

Стремя (выбленочный)

Издавна этот узел применялся в морском деле для крепления к вантам выбленок – поперечных отрезков смоленого троса, которые служили ступеньками для подъема на мачту, отсюда и получил свое название. А в незатянутом варианте он похож на стремя.

Применяется в качестве опоры для ног, в том числе и в середине верёвки. Им очень удобно крепить верёвку к гладким поверхностям, таким, как мачта, бревно, ветка и т.д. Стремя никогда не затянется намертво и его даже не нужно развязывать, достаточно просто снять верёвку и узел сам распадется. Если в качестве коренного (нагруженного) конца используется один конец верёвки, то нужна «контролька» завязанная ходовом (свободным) концом.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках.

Стремя может быть завязано двумя способами – с использованием петель и одним концом. При создании опоры для ноги, а также креплении на открытом бревне, удобно вязать узел с использованием петель. Для этого нужно взять верёвку двумя руками и одновременно скрутить её, чтоб образовались две петли как на фото снизу и дальше наложить одну на другую.

Завязывание стремени при помощи петель

Когда-же опора не имеет свободного конца стремя нужно завязывать вторым способом — одним концом.

Завязывание стремени одним концом

Узел на опоре будет иметь следующий вид:

Стремя в затянутом виде

Можно одним из концов верёвки сделать ещё один оборот вокруг опоры, тогда узел будет крепче держать.

Встречная восьмерка (фламандский узел)

Узел возник в Европе около 800 лет назад, применялся в мореходстве для скрепления двух концов троса или каната, на суше с его помощью удлиняли бельевые верёвки.

Встречная восьмерка очень крепкий и надежный узел, не «ползёт» и не сильно уменьшает прочность верёвки. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, хорошо подходит для связывания рыболовной лески. Хорошо использовать для создания утолщений на верёвке.

Недостатки: медленно вяжется и сильно (хоть и не «намертво») затягивается.

Восьмёрка (фламандская петля)

Разновидность фламандского узла, очень надёжный и распространенный, сильно не затягивается и не «ползёт». Восьмёрка применяется, главным образом для создания надежной петли и для организации связок в альпинизме. Она может быть завязана в середине верёвки.

Простой штык

Достаточно распространенный морской узел, возник в Европе приблизительно сто лет назад. Узел настолько надежен, что даже корабли королевской флотилии привязывались им к причалам.

Простой штык, несмотря на свою простоту, выдерживает огромную нагрузку, никогда не затягивается и может быть легко развязан. Применяется для привязывания верёвки к опоре, проушинам, кольцам и т.д. Необходимо на свободном конце вязать контрольный узел.

Недостатки: узлы штыка «ползут», необходим контрольный узел.

Рекомендую использовать его для крепления к опоре там, где верёвка испытывает значительные нагрузки (например, при наведении переправы).

Булинь

Этим узлом восхищаются люди, имевшие дело с вязанием тросов. А английская морская наука называет его «королевским» узлом. Исследования показывают, что булинь получил широкое распространение на флоте в Древнем Египте и Финикии ещё несколько тысячилетий назад.

Булинь считают одним из наиболее древних и совершенных морских узлов. Он обладает уникальными свойствами, никогда не затягивается намертво и самопроизвольно не развязывается, не портит верёвку под тяжестью и очень просто завязывается. Применим ко всем типам верёвок и канатов.

Булинь применяется для крепления верёвки к опоре, проушинам, кольцам и так далее. Может использоваться для вязания незатягивающейся петли. Необходим контрольный узел.

Недостатки: может «ползти» при переменных нагрузках, требует контрольный узел.

Прусик

Придуманный Карлом Прусиком в 1931 году, относится к схватывающим узлам и применяется для страховки альпинистов при вертикальном подъёме. При срыве узел затягивается на основной верёвке предохраняя от падения. Прусик работает в оба направления и при подъёме руку нужно держать строго под узлом. Плохо работает на мокрой или обледенелой верёвке. Кроме страховки может быть применен для непосредственного подъёма (вместо жумара) и для натяжения каната методом полиспаста. Завязывается репшнуром диаметром 6-7 мм. вокруг 9-14 мм. верёвки. Желательно вязать 3-4 витка.

Недостатки: не всегда срабатывает при срыве, особенно на обледенелой верёвке и при жестком репшнуре.

Шкотовый и брамшкотовый

Данный узел является узкоспециализированным морским узлом. Он был придуман и применялся для фиксации шкот в кренгельсе парусного полотна. Отсюда он и получил свое название. Широкое распространение шкотовый узел получил в 15 веке, когда появились новые парусные системы.

Читайте также:  Петля для поп-ап-насадки: особенности, монтаж, альтернативные варианты

Шкотовый узел очень удобный для привязывания троса к готовой петле, под большой нагрузкой не портит верёвку. Вяжется он очень легко и быстро, а под нагрузкой не затягивается. Его важной особенностью есть то, что работает узел только при постоянной нагрузке. При переменной «ползёт», а без нагрузки самопроизвольно развязывается. Применяется для связывания верёвок одинакового и разного диаметра, привязывания верёвки к готовой петле или кольцу. Обязательно требуется наличие контрольных узлов на ходовых концах обоих верёвок.

Брамшкотовый узел, это дальнейшее развитие шкотового, на изображении он последний. Для его завязывания необходимо сделать ещё один оборот прикрепляемой верёвки вокруг петли. Этот узел более надёжный чем шкотовый и сохраняет все его положительные и отрицательные качества.

Недостатки: работают эти узлы только при постоянной нагрузке, при переменной «ползут», требуют контрольных узлов.

Академический

Этот узел произошёл от прямого, при этом он имеет ещё один оборот верёвки вокруг основного каната. Применяется он для связывания верёвок разного диаметра, при этом хорошо держит и относительно легко развязывается. Можно применять большее количество витков (до 4). При переменных нагрузках «ползёт», но, в отличии от шкотового, при снятии нагрузки самопроизвольно не развязывается. Требует контрольных узлов. Этот узел запрещено применять для организации навесных переправ.

Недостатки: «ползет» при переменных нагрузках, требует контрольных узлов.

Следующие части (Узлы часть 2. Более продвинутые узлы, Узлы часть 3. Более редкие, но полезные узлы.) будут посвящены полезным, но более сложным узлам, знать которые тоже полезно. Но для начала необходимо хорошо изучить эти, основные узлы и уметь применять их на практике.

Когда применяется маркерный узел и как его вязать

Рыбалка с дальним забросом с берега, с одной стороны, удобна, с другой – предполагает отличные трофеи. Но в ней очень важно фиксировать дистанцию ловли, чтобы забросы всегда приходились в одну и ту же точку. Один из способов сделать это – маркерный узел (Distance Marker, Marker Braid Knot). Он вяжется на основной леске из дополнительного материала и позволяет надежно зафиксировать требуемую дистанцию заброса.

Что такое маркерный узел

Маркерный узел используют, чтобы привязать на основную леску маркерную нить. Она нужна для того, чтобы обозначить дистанцию ловли, маркером обозначают требуемую дальность заброса. Также выбирают на противоположном берегу ориентир, в направлении которого надо делать броски. В итоге, если все делать правильно, при каждом забросе оснастка падает строго в одну и ту же закормленную точку.

Возможно и использование маркерного узла с другой целью – чтобы ориентироваться в дистанциях ловли. Если отмерить на основной леске основные используемые расстояния забросов – к примеру, 60, 80, 100 и 120 м – а затем завязать на каждой из таких точек на леске разноцветные узлы, можно будет легко понять, в какой зоне сейчас находится заброшенная оснастка.

Применяется маркерный узел главным образом в донной ловле – в фидерной рыбалке или карпфишинге. Также его можно использовать и с поплавочной снастью для дальнего заброса. Вяжется он на основной монофильной или плетеной леске.

Для вязания маркера лучше всего использовать специальный эластичный материал – маркерную резину (Marker Elastic). Он производится под брендами ESP, Gardner, Avid Carp, FOX, Korda и другими. Такая маркерная резина минимально скользит по леске. Она обычно имеет яркий цвет и поэтому хорошо заметна. Выпускаются даже флуоресцентные варианты, которые отлично видны в темноте.

Преимущества такого вязаного маркера существенны:

  • Этот специальный маркерный узел рассчитан на то, чтобы держаться на основной леске в одной точке, несмотря на нагрузки, которые на него ложатся. Он проходит через кольца при забросах и выматываниях оснастки, а также при вываживании рыбы. При этом он должен оставаться на леске неподвижным.
  • Маркерный узел является отличной заменой клипсе. В последней можно зажимать леску, чтобы также зафиксировать дистанцию заброса. Но при ловле крупной рыбы этот вариант не подходит. Трофей, севший на крючок, во время сильного рывка сначала смотает со шпули всю лесу до клипсы, а затем, кода катушка больше не сможет сдавать ее из-за того, что она заклипсована, произойдет обрыв.
  • Маркерный узел можно немного ослаблять и перемещать по леске выше или ниже. Таким образом, всегда есть возможность легко сменить дистанцию ловли.

Есть у маркерного узла и свои недостатки:

  • Он травмирует леску. Повреждения эти незначительны, но избежать их не удастся.
  • Иногда под сильными нагрузками маркер съезжает по леске вверх или вниз.

Но, если узелок завязан правильно, вероятность, того, что он сместится по леске, невелика. Это достаточно надежный способ фиксации дистанции ловли, на который можно положиться.

Травмирование лески маркерным узлом может быть серьезным минусом в спорте, когда надо делать сотни и тысячи забросов, часто на расстояние свыше 100 м. В любительской рыбалке оно не имеет особого значения. Качественная леса сохранит свою прочность даже с вязаным маркером и будет отрабатывать, как надо.

Как и для чего вяжется маркерный узел, узнаете из этого видео:

Как вязать маркерный узел

Для монтажа маркера понадобятся только основная леска, на которой он будет располагаться, отрезок маркерной резины или нити и ножницы.

Чтобы связать его, надо:

  1. отрезать кусок маркерной резины длиной порядка 15 см, можно меньше, если вам будет достаточно удобно работать с ним, расположить его параллельно основной леске, сформировать из него петельку и сделать одним из концов несколько оборотов внутри нее в направлении от начала лески (той части, которая уходит к катушке) к концу (идущему к крючку);
  2. затянуть соединение, потянув за оба конца маркерной резины;
  3. обрезать лишние кончики.

Если все сделано правильно, должен получиться компактный и аккуратный узелок, который надежно держится на основной лесе в том месте, где его завязали, и не мешает забросам.

Количество оборотов может быть разным, оптимальным вариантом можно назвать 4. Концы при подрезке лишней маркерной резины после затяжки узелка можно оставить подлиннее, от 0,5 до 3 см. Чем они больше, чем проще будет затянуть узел снова после того, как он был ослаблен, чтобы передвинуть его. Но длиннее 3 см делать их тоже не стоит, в таком случае они будут мешать забросу, снижая его дальность, а также повышать риск образования бород.

Как завязать очень простой маркерный узел, наглядно показано в этом видео:

Практические советы

  1. Прочность оснастки от того, насколько хорошо завязан маркер, напрямую не зависит. Тем не менее, к его вязке тоже надо подойти ответственно, не забывая смачивать узелок перед затягиванием. Это обеспечит более легкое скольжение при затяжке. Смазанное соединение надежно затянется, при этом минимально травмируя основную леску.
  2. Располагать маркерный узел можно так, как удобно. Некоторые вяжут его таким образом, чтобы он после заброса в нужную точку находился после пропускных колец, непосредственно перед шпулей катушки. Другой вариант – расположить его между кольцами.
  3. Чтобы подстраховаться, можно связать рядом с первым маркерным узлом второй. В таком случае вероятность, что он уедет вверх или вниз по леске, будет сведена практически к нулю. Шансы, что он случайно сместится в ту или в другую сторону, есть, только когда он на леске один.
  4. Также, чтобы не потерять нужное расстояние заброса, маркерный узел можно дублировать маркерным карандашом, ставя им отметку на леске. Такой вариант очень удачен:
  • маркерный узел позволяет удобно ловить, делая броски на фиксированное расстояние;
  • отметка маркером исключает вероятность потерять дистанцию заброса, и по ней можно периодически сверяться, чтобы убедиться, что все в порядке.

Как снять маркерный узел

Иногда нужно снять или ослабить маркер. При этом важно не травмировать основную лесу. Есть несколько способов это сделать:

  1. Обрезать два торчащих конца как можно ближе к узелку, а потом захватить его пальцами и раздвинуть в разные стороны, как бы разрывая.
  2. Ослабить соединение тонкой иглой, аккуратно раздвинув его витки. Хорошо подойдет игла для лидкора. Но, если ее под рукой нет, можно воспользоваться обычной швейной иголкой или булавкой.
  3. Существуют щипчики, которые используются в работе с электроникой. В качестве альтернативы им можно рассмотреть щипчики для маникюра. Используя тот или другой инструмент, можно, аккуратно потягивая за леску, постепенно распустить узелок.

Развязывать его предпочтительнее, чем разрезать. Вообще умения распускать узелки – полезный навык для рыболова, которому стоит учиться.

Особенности техники ловли с маркерным узлом

Во время заброса хорошо слышно, как маркерный узел проходит сквозь пропускные кольца – сразу после того, как это произошло, можно стопорить рукой леску, а потом, когда оснастка упадет в воду, подматывать ее так, чтобы узел располагался на отведенном ему месте – между пропускными кольцами или после них, перед катушкой.

Для большего удобства можно действовать по такой схеме:

  1. перед выматыванием оснастки для перезаброса клипсовать леску, тогда после того, как монтаж будет снова отправлен в воду, он упадет в нужной точке;
  2. после приводнения оснастки вынимать лесу из клипсы, чтобы трофей не мог оборвать оснастку;
  3. если произойдет поклевка, то заклипсовать леску при выматывании оснастки не получится, поэтому на следующем забросе дистанцию надо будет выставить по маркерному узлу.

Зная некоторые тонкости при забросе оснастки с маркерным узлом, можно добиваться большей точности в дальности заброса, об этом и пойдет речь в этом видео:

Альтернативные варианты и похожие узлы

Есть несколько альтернатив маркерному узлу, каждая из которых имеет свои плюсы и тоже может стать хорошим выбором.

Простое клипсование

Об использовании клипсы было сказано выше. С одной стороны, это очень простой и удобный способ фиксации дистанции ловли, с другой – он не подходит для ловли крупной рыбы. При охоте за трофеями клипсу лучше всего использовать только как дополнение к другим способам.

Маркерный карандаш

Так называют маркер, которым можно оставить на монофильной леске или шнуре трудносмываемую метку. Ее хватит на одну или несколько рыбалок. При необходимости она стирается тряпкой. Преимущество этого варианта в том, что леска совсем не травмируется. С другой стороны – ловить с меткой не так удобно, потому что она не издает шума, проходя сквозь пропускные кольца на забросе, как узелок, из-за этого сориентироваться сложнее.

Клипсование через резиновое, силиконовое или латексное колечко

В этом варианте клипсования основная леска не зажимается непосредственно в клипсе. Это делается через резиновое или силиконовое кольцо. Можно использовать нарезанные колечками пальцы резиновых перчаток, банковские резинки (резинки для денег), латексные колечки для фиксации пеллетса. На основной леске надо связать петельку, а затем закрепить такой стопор методом петля в петлю.

Преимущество этого варианта в том, что в случае поклевки крупной рыбы она при бурном сопротивлении рвет только силикон или резину, но не саму леску. Таким образом, схода не происходит. Стоит дублировать такую фиксацию дальности, ставя отметку на леске карандашом или другим способом.

Стопорный узел

Похож на маркерный и также вяжется на основной леске из дополнительного материала (лучше брать лесу того же или немного большего диаметра, чем основная). Предназначение его понятно из названия – этот узел играет роль стопора, он ограничивает движение какого-либо элемента оснастки. Чаще всего его используют для того, чтобы застопорить скользящий поплавок.

Некоторые используют стопорный узел в качестве маркерного. Но лучше воздержаться от такого применения. Маркер рассчитан на то, чтобы под любыми нагрузками оставаться на одном месте, а про стопор такого сказать нельзя. Больше вероятность, что под нагрузками он будет смещаться по основной леске, независимо от того, насколько хорошо он был завязан.

Как вяжется стопорный узел, наглядно показано в этом видео:

Полезное видео

В этом видео рассказывается о способах вязания маркерного и стопорного узлов, а также об особенностях их применения:

Маркерный узел: схема вязки, особенности и как его снять

Как вязать узлы. 12 надёжных узлов для выживания.

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название “беседочный узел” происходит от глагола “беседовать” или от существительного “беседка”. В морском языке название этого узла произошло от “беседки”, но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску – платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина “булинь”, обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом”, или просто “булинем”.

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается “намертво”, не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 – 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Португальский булинь. (фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Читайте также:  Крофордский узел: как вязать, практические советы, плюсы и минусы

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Как вязать кинжальный узел. (фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules – геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 – 2 секунды.

Как вязать прямой узел.

Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую – концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону – узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) – влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Очень надёжный узел. Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле – это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или “висельным” узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

(фото: hermes-sz.com )

Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному – в мешках, рундуках и чемоданах. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые чемоданы, сшитые из серой парусины. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

Альпинистский узел – ездовая петля.

Используется для точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название. Для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям, для временной изоляции дефектного (перебитого) куска рабочей верёвки.

Морской узел: как вязать морские узлы, как завязать схемы вязки

В мире существует довольно много разнообразие различных узлов. Оптимальными из них на все случаи жизни являются морскими. Для любой ситуации подойдет этот вариант. Конечно, пользуются ими не только моряки. В повседневной жизни часто приходится пользоваться морскими способами вязки верёвок. И ни один из них еще ни разу не подводил.

Существует много разновидностей морских узлов. Опытные люди, которые часто ими пользуются, знают до 30 видов завязки этих узлов. Каждый из видов отличается по сложности или ситуации.

Морские узлы и особенности их истории

Они на протяжении всего человечества были основным компонентом нашей жизни. Даже в современном мире продолжается их развитие. Постоянно происходит изменение способов изготовления, создаются новые разновидности.

Вся гениальность их прежде всего состоит в простоте изготовления. Сколько разновидностей только невозможно перечесть. И самозатягивающиеся, и стопорящие и узлы, которые можно развязать в считаные мгновенья.

Искусство вязания всегда передавалось в прошлом из поколения в поколение. Благодаря им предки современного человека получили возможность создавать плавательные суда.

У многих моряков были свои талисманы. Например, моряки Северной Европы верили в поверье о трёх магических узлах. Согласно ему, правильное использование их на корабле хранили его от крушения. Был даже разработан специальный ритуал по их развязыванию.

В момент, когда мореходство было на своём пике развития, существовало более 500 разновидностей. Каждый из них имеет своё название, которые ведутся от названия снастей на корабле. Некоторые могут называться и по стране происхождения и изобретения его.

Даже в современное время можно встретить некоторые народы, которые недоцивилизованные. Они и по сей день изготавливают свои орудия труда с применением вязания. Рыбаки и охотники используют свои умения везде и знают с маленьких лет по 30 узлов.

Виды и их способ вязания

Для вязания нужно обзавестись верёвки определённой длины. Возможно, вам не удастся сразу же запомнить, как вяжется определённый способ. Помните, здесь нужна постоянная тренировка а, главное, практика. Если вы не будете пользоваться ими хотя бы раз в неделю, то со временем все ваши знания о них просто сотрутся, как ненужный ресурс.

Каждый из узлов имеет своё название, но не нужно слишком уж заострять своё внимание на этом. главное это научится их правильно вязать и использовать в жизненных ситуациях.

Беседочный узел — это основной и необходимый для любой ситуации. Каждый моряк или рыбак должен освоить его в самом начале. Он необходим как является заложенной основой нескольких узлов, Это является для него ключевым, более универсальным и подходящим в любой ситуации. Связывание двух верёвок вместе с помощью этого метода происходит надёжнее. Да и связать благодаря ему можно будет верёвки, которые имеют разные диаметры, а это иногда очень необходимо. Он не сможет развязаться ни при каких условиях, что является особо важным.

Для того чтобы сделать такой беседочный тип необходимо выполнить следующее:

  • Сделать сверху вниз обычную петлю.
  • Затем необходимо продеть через эту петлю определённый конец веревки.
  • Протягиваем его позади коренного, а далее снова направляем созданную петлю. Благодаря этому ходовой конец уже оказывается во второй петле.
  • Остаётся лишь только туго его затянуть.

При развязывании не возникнут никаких больших сложностей.

Следующий вид верёвочных узлов схемы для начинающих это восьмёрка. Этот вид назван, скорее всего, по своему напоминанию цифры восемь. Его используют очень часто как стопор. Самое большое его преимущество состоит в лёгкости составлении и возращения в прежнее положение в любых условиях.

Как сделать морской узел этого вида нужно:

  • Одну верёвку оборачиваем вокруг другой, вытягиваем её поверх него. При этом образовывается петля.
  • Протягиваем этот же конец в нашу петлю, но до этого заводим его за себя.
  • Затягиваем его покрепче.

Как видите, он не представляет собой ничего сложного.

Одним из известных типов морских узлов является прямой. Это один из немногих самых первых, которые были ещё во времена древних греков. Он служит механизмом соединения двух верёвок. Прямой используется очень часто, но это отнюдь не делает его самым надёжным. При сильных нагрузках происходит сползание его по верёвке или туго затягивается, что в процессе приводит к невозможному развязыванию.

Сделать его не составит большого труда. Для этого нужно всего лишь один конец протянуть в одну сторону, а второй в другую, делая при этом петлю.

Удавка также пользуется большой популярностью. Она издревле использовалась моряками. Он пользовался популярностью не только среди рыбаков и профессиональных моряков, но служил и в других слоях жизни

. С помощью его можно с лёгкостью затянуть удавку вокруг предмета и в последующем делать с ним любые манипуляции.

Простой полуштык и его разновидности

Он очень широко распространён. Он относится к типу незатягивающихся узлов. Полуштык простой лежит в самой основе уже более сложных разновидностях. Для изготовления следует прежде всего лишь один конец верёвки обвести вокруг нужного нам предмета, и обернуть вокруг коренной верёвки, пропуская в образовавшуюся петлю. Затем нужно закрепить его вокруг коренного конца. Он может выдерживать большие нагрузки.

Разновидностями этого типа могут служить простой штык, простой штык со шлагом, рыбацкий штык. Каждый из них отличается своими особенностями вязки и историей.

Простой штык образуется за счёт двух одинаковых петель. Он предназначен для закрепления судов на причалах. Изготовление происходит за счёт нескольких полуштыков. Но если вы навяжете много петлей, то это не будет говорить о надёжности и крепости соединения. Максимальное количество составляет три полуштыка. Это более чем достаточно.

Простой штык со шлагом это немного усложнённый вариант предыдущего. Он более надёжен в укреплении и поэтому используется для швартовки кораблей на долгое время стоянки, хотя и завязывается не очень сложно.

Еще одна разновидность — рыбацкий штык или другое его название якорный. Это также очень старый и крепкий. Он участвовал в креплении троса к якорю. Он также подходит для работы со всеми тросами, где есть воздействие нагрузки.

Ссылка на основную публикацию