Уход за спиннинговым удилищем и его подгонка

Как ухаживать за современными удочками

Удочка – верный товарищ и «основное орудие производства» рыболова-любителя и рыболова-спортсмена. Она всегда должна быть в лучшей форме, чтобы не подвести своего владельца в самый ответственный момент. От самой простой неразъемной бамбуковой и до элитных японских спиннингов – все удочки требуют бережного отношения.

Как ухаживать за современными удочками

Удочка – верный товарищ и «основное орудие производства» рыболова-любителя и рыболова-спортсмена. Она всегда должна быть в лучшей форме, чтобы не подвести своего владельца в самый ответственный момент. От самой простой неразъемной бамбуковой и до элитных японских спиннингов – все удочки требуют бережного отношения.

Наиболее распространенные удочкив нынешнее время – классические бамбуковые, более современные стеклопластиковые и карбоновые, реже – металлические (из алюминия) и пластмассовые (зимние).

Бамбуковые удилища

К ним относятся самые простые, из натуральных колен бамбука удилища, когда-то являвшиеся доминирующими у всех рыболовов и «граненые» (шестигранные), составные, с уже готовыми кольцами из обработанного бамбука.

Самое простое бамбуковое удилищеимеет простейшее мотовильце для лески и петельку для лески на конце, практически никогда не имеет пропускных колец.

В простоте и природности материала кроется главный недостаток – влажная древесина бамбука может разбухать от избытка влаги. При резком высыхании она может треснуть. Главные правила при использовании натуральной бамбуковой удочки – как можно меньше мочить в воде. Конечно, такое возможно не всегда, но старайтесь всегда опускать удилище не на воду (что также может испугать рыбу), а на подставки или подходящие ветви, сломанный камыш и пр. После рыбалки удочку нужно высушить в тени – на солнце процесс высыхания может быть слишком быстрым, что вызовет деформацию удилища. Если удочка в грязи, рыбьей слизи, тине, ряске, всегда очищайте ее.

Если соединительные трубки удочки – из цветного металла (чаще всего алюминий и латунь) или из нержавеющей стали, всего лишь следите за их чистотой, не допускайте попадания внутрь песка, грязи, травы, что может привести к заклиниванию трубок и трудностям при сборке-разборке. Старайтесь не ударять трубки о твердые предметы: это может вызвать вмятины, что в свою очередь опять станет причиной заклинивания. Если соединительные трубки из обычной стали, покройте их лаком или краской, а после каждой рыбалки насухо вытирайте тряпочкой – так коррозия будет развиваться гораздо медленнее. Если увидите следы ржавчины, немедленно зачистите и по возможности закрасьте.

Место, где трубка насажена на кончик колена (секции), обычно обмотано нитками для прочности. Рекомендуется обработать нити лаком, чтобы они не истирались от прикосновений, а внешние места соприкосновений трубки и дерева – аккуратно промазать суперклеем, что усилит сцепление.

Хранить бамбуковые удилища нужно в теплых, сухих, хорошо проветриваемых местах. Если удочка из 2-3 колен, нужно позаботиться о том, чтобы их связать. Чаще всего натуральные удочки имеют колена довольно большой длины и сделать для них чехол очень трудно. Но бамбук может отлично храниться и без чехла – в чистом, сухом месте он спокойно переживет зиму. Можно поставить удилища вертикально, кончиком вверх. Рекомендуется ослабить леску, идущую к петле на конце.

«Граненые» бамбуковые удочки – это более короткие и мощные удилища.Они, как было сказано выше, имеют крепления для катушек, готовые металлические пропускные кольца, трубки и ярко выраженную рукоятку. Правила ухода для этого типа удилищ похожи. Главные отличия – осторожность при обращении с кольцами (не допускать ударов), уход за покрытием удилища – возобновление поврежденного лакокрасочного слоя, уход за креплениями колец к удилищу. Несмотря на лаковое покрытие, граненые удочки также боятся влаги и могут получить искривление при смене цикла «намокание-сушка». Хранить относительно короткие «граненые» спиннинги можно в любом подходящем для них чехле.

Стеклопластиковые, карбоновые удилища и пр.

Искусственные удилища отличаются огромным разнообразием:размерами, применением, отделкой и т.д. Основные типы конструкции – телескопические (одни колена вдвигаются в другие) и штекерные (собираются из секций, как и бамбуковые).

Искусственные удилища практически не боятся влаги, но это не значит, что их можно мочить в воде. Вода может попасть в сочленения между коленами «телескопички» и набраться внутрь, сделав ее тяжелее. Различные растительные элементы – ряска, листики, тополиный пух – загрязнят кольца и сочленения.

Более опасные враги для стеклопластика и карбона – песок и иные абразивные частицы. Следите, чтобы удилище не валялось на песке, камешках – это может вызвать царапины, которые для искусственных материалов могут быть более опасными, чем для бамбука, и привести к образованию трещин или вообще к поломке. Это же касается и грубого обращения с удочкой – любое резкое соприкосновение с камнями, металлом, острыми кусками стекла может быть чревато неприятными царапинами. Дополнительный вред от песка – то, что эти частицы набиваются в сочленения и телескопических, и штекерных удилищ, затрудняя их разборку после рыбалки, а в случае с «телескопичками» – еще и вызывая царапины, поскольку там колена двигаются друг внутри друга. Ну, а как губительно песок может воздействовать на катушку, понять легко.

После рыбалки необходимо очистить удочки от ряски, песка (перед складыванием), грязи. У телескопических удилищ на торце сесть заглушка, ее можно свинтить, чтобы слить воду, если та попала внутрь колен. Ни в коем случае нельзя вдвигать секции друг в друга «ударом», даже если те туго притерлись, это может вызвать поломку. Лучше сильные, плавные с легкими поворотами движения (не касаясь пропускных колец).

Поскольку подавляющее большинство искусственных удилищ (кроме поплавочных с глухой оснасткой) эксплуатируются с катушками, то важно помнить – чрезмерная нагрузка вредна и для удочки, и для катушки. На современных удилищах всегда ставится тестовый вес приманки (testweight) в граммах, например 15-35 г, то же касается катушек. Заброс со слишком большим весом приманки чреват поломкой катушки, быстрым износом пропускных колец (особенно верхнего), сочленений и даже поломкой кончика удилища. Кроме того, прибавьте вес рыбы, которую может выдержать данное удилище – это избавит от обидных потерь крупных трофеев.

Содержите в чистоте и без ржавчины пропускные кольца и металлические крепления катушки, не ленитесь заменять поврежденные и сработавшиеся кольца – чтобы не случилось «закусывания» и обрыва лески. При ловле телескопической удочкой всегда выдвигайте колена так, чтобы они плотно прилегали друг к другу – так внутрь не попадет вода, а удилище не сложится. Пропускные кольца должны быть на одной линии. Мелкие царапины на удилище можно покрыть лаком.

Хранить искусственные удочки лучше в тубусах и чехлах. Типовые чехлы:
– мягкие матерчатые – из брезента или парусины, защищающие от пыли, грязи и дождя;
– водонепроницаемые – защищающие от сильного дождя, росы, влаги не земле,
– жесткие тубусы, защищающие, кроме всего прочего, от ударов и падений. Можно пошить чехол самому – под вашу любимую удочку, идеальный по размерам.

Искусственные удочки также следует беречь от влажности при хранении – плесень может поразить натуральные накладки (пробковые рукоятки), а коррозия – кольца и крепления.

Зимние, удочки с пластмассовым хлыстом– эти удочки имеют легко заменяемые части, однако и их следует беречь: если внутрь попала вода, моментально вытряхните удочку, иначе при минусовой температуре жидкость замерзнет, расширится, и внутренние механизмы будут повреждены льдом или просто замерзнут, не давая возможности подавать/наматывать леску. Именно для таких целей служат простейшие удилища с пенопластовым корпусом и минимумом подвижных частей – против замерзания.

Металлические удилища:небольшое количество «ленинградских» спиннингов – мощных удилищ из алюминия – до сих пор используется рыболовами. Главные правила – не ронять, не бить, вытряхивать воду из рукоятки и следить, чтобы песок не попадал в резьбу на сочленении секций. Мыть и чистить, как все остальные.

Подведем итоги. Некоторые общие правила для всех удочек:
– никогда не оставляйте на удилищах остатки прикормки, наживки, питательных смесей, рыбьей чешуи – при хранении, особенно в частном доме или гараже, это может привлечь мышей и крыс, которые испортят удилище, стремясь сгрызть остатки пищи;
– никогда жестко не зажимайте удилища при хранении или транспортировке – это может привести к трещинам;
– всегда соблюдайте правила хранения – сухое, чистое, теплое помещение;
– ни в коем случае не храните удочки и иные снасти при отрицательной температуре – это очень вредно для всех материалов – бамбука, стеклопластика, резины, карбона, графита и пр. Даже одна зимовка летних снастей при «минусе» может вывести их из строя;
– всегда чистите снасти после рыбалки, чтобы не допустить коррозии и царапин от песка;
– для простейшего ремонта на рыбалке всегда имейте под рукой изоленту и серый «супер-скотч»;
– морская вода – злейший враг всех металлических частей удочки. Если вы собрались на морскую рыбалку, следите за тем, чтобы брызги не попадали на катушку, кольца и пр. Протрите все металлические части после рыбалки.

Соблюдение простых правил – бережное отношение, подходящие условия хранения и чистота – помогут вам сохранить ваши удилища исправными, эффективными и просто красивыми длительное время.Исполнение указанных выше нехитрых рекомендаций не требует специальных знаний и оборудования и доступно даже начинающему, юному рыболову, если он решительно настроен стать профессионалом.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как хранить спиннинг и ухаживать за ним?

Современные спиннинговые удилища сделаны из легких и прочных материалов: графита, углеволокна и сложных композитов. Кольца имеют специальное покрытие, которые надежно защищают их от истирания и других механических повреждений.

Правильный уход за спиннингом и бережное отношение к нему во время рыбалки значительно продлевают срок его жизни. В данной статье мы узнаем, как хранить перевозить спиннинг и как на рыбалке правильно с ним работать.

Хранение спиннинга

Спиннинговые удилища следует хранить в помещениях с комнатной температурой и нормальной влажностью. Лучшим местом будет какая-нибудь кладовка или подобное помещение, где удочки можно разместить на специальные подставки. За годы рыбалки у многих скапливается приличное количество удочек. Их сложно хранить в одном или даже в нескольких чехлах. В любом случае остаются удилища, которые нужно куда-то определить. Отличным способом разместить все удочки в одном месте будет подставка их дерева. Они похожи на магазинные. Многие рыболовы делают их сами или заказывают мастерам. Выглядят подставки достаточно эффектно и справедливо считаются не только функциональным аксессуаром, но и предметом декора:

Такую полочку можно поставить возле стены, где нет батарей, и поместить в нее все удочки, которые у вас есть. Лучше хранить удилища в мягких чехлах, чтобы на них не припадала пыль. Допускается хранение удочек в вертикальном и горизонтальном положении. Поэтому некоторые рыболовы крепят полочку к потолку. Таким образом более рационально используется помещение. Ведь не только удочки в нем хранятся, а еще много полезных рыболовных и не только аксессуаров.

Если нет возможности хранить в отдельном помещении спиннинги, то сложите их в чехол, а лучше в жесткий тубус и поместите их за шкафом или в другом укромном месте. Главное, чтобы не попадались на глаза домашним.

И еще один важный момент. Иногда рыболовы любят показывать свои снасти и удочки гостям в период застолий. Это нормальная практика, только следует быть очень аккуратным. В квартире не так много места и вершинкой легко можно задеть люстру или другой предмет. Ультралайтовые спиннинги довольно хрупкие и такая «демонстрация» может привести к поломке удилища. Поэтому адекватно оценивайте свое состояние и вменяемость гостей, а потом уже хвастайтесь удочками.

Уход за спиннинговыми удилищами

Перед началом рыболовного сезона необходимо просмотреть все удилища и очистить их от пыли и грязи. Для этого берем тряпочку и мыльную воду. Можно использовать губку для мытья посуды. Неспеша протираем поверхность бланка и смываем всю грязь. На кольцах делаем то же самое. Можно взять старую зубную щетку с мягкими щетинками и аккуратно прочистить все кольца. После этого берем сухую тряпочку и тщательно протираем весь бланк, чтобы нигде не осталось воды. Не забываем очистить катушкодержатель и рукоятку удилища.

Особое внимание уделяем стыкам. Следует прочистить внутреннюю поверхность удочки в этих местах на длину 2-4 см. Для этого берем карандаш или похожий предмет, чтобы он прошел внутрь колена на необходимую глубину. На него наматываем тонкую тряпочку, смоченную в воде. Далее протираем аккуратно и смотрим на цвет тряпки. Если он черный и есть песок, то это говорит о том, что нужно чаще выполнять данную процедуру. Недопустимо попадание песка и грязи внутрь. Это может привести к образованию царапин и трещин в колене. Поэтому в течение сезона периодически чистим удилище. Если же тряпка серая и без песка, то чистки раз в год вполне достаточно.

Есть специальные жидкости и спреи для обработки шнуров. Они сделаны на основе силикона. Такими спреями можно обрабатывать кольца удилища. Жидкость – водоотталкивающая и снижает трение шнура о кольца. Такие балончики полезно иметь при себе. Особенно они актуальны в зимнее время, предотвращают обмерзание шнура и колец.

Случается, что при осмотре удилища обнаруживаются царапины и небольшие потертости. В этом случае необходимо взять водостойкий лак и нанести несколько тонких слоев на проблемные участки. После нанесения первого слоя ждем, чтобы он высох. Для ускорения процесса можно просушить лак феном.

Иногда возникают трудности при соединении и снятии колен. Чаще всего такая ситуация происходит, если удилище долго пролежало на солнце или вы рыбачили в жару. Как известно, при нагреве тела расширяются. Избежать данной ситуации можно, если перед рыбалкой смазать место соединения колен воском. Промазываем внутреннюю и внешнюю сторону бланка. После рыбалки, если не получается разомкнуть колена, поместите удочку в тенек на какое-то время. Она остынет и можно будет легко разобрать ее.

Как перевозить спиннинги к месту ловли?

Если вы добираетесь на рыбалку автомобилем, то спиннинги поместите в жесткий чехол или тубус. Таким образом вы убережете удочки от механических повреждений и царапин. Естественно, что риски повредить или сломать удилища значительно возрастают, если их просто бросить в багажник вместе с сумками, дровами, сапогами и другими предметами. Помните, что спиннинг – это ваш основной инструмент, который требует особого внимания.

Если вы перемещаетесь на рыбалку ногами или велосипедом, то тубус будет идеальным решением. Он компактен и вмещает несколько удилищ. Можно в него поместить ручку подсака. Голову от подсака разместите в рюкзаке или в сумке.

Если же вам лучше использовать чехол, то используйте модели с отдельными отсеками для удилищ. Они обшиты мягкой тканью и в верхней части имеют липучки для фиксации удилищ в одном положении.

Как правильно использовать спиннинг на рыбалке?

Во время ловли категорически не следует бросать спиннинг в песок и воду. Также не нужно ронять его на твердую землю или в лодке. Это может привести к поломке бланка, колец и повреждению лакокрасочного покрытия удилища.

Если вы поочередно ловите несколькими спиннингами, то установите одно или несколько удилищ на подставку. Иногда бывает так, что на месте ужения могут прийти животные. Чаще всего это коровы и бездомные собаки. Не стоит ждать, пока они близко подойдут к лежащему без дела удилищу и начнут проверять его прочность. Просто внимательно смотрите за своими вещами и вовремя убирайте их в безопасное место.

Во время ловли среди деревьев следует аккуратно делать забросы. Следите за тем, чтобы вершинка не касалась веток.

Адекватно соизмеряйте верхний тест удилища с весом приманок. Нельзя перегружать бланк приманками, вес которых больше теста удочки. Даже если не случится поломка, все-равно это пагубно скажется на бланке. Есть такое понятие как усталость материала и работа на износ при критических нагрузках. Постоянные перегрузки удилища значительно укорачивают его ресурс. В один неприятный момент при забросе вы услышите треск ломающегося колена спиннинга.

Когда ловите крупную рыбу, правильно настраивайте фрикцион. Нагрузка должна равномерно распределяться на катушку и удилище. То есть, не должно быть такого, что вы закрутили фрикцион до упора, вываживаете крупную щуку или судака, и вся нагрузка приходится на бланк удилища. Катушка при этом «молчит» и леска не стравливается при сильных рывках рыбы. Так можно сломать верхнее колено, особенно при ужении лайтом и ультралайтом.

Иногда можно видеть такую картину, когда новичок страстно пытается выдернуть приманку, которая глухо зацепилась за предмет под водой или за поваленное дерево в реке. Естественно, в эти моменты здравый смысл отходит на второй план, и преобладают эмоции. Во время таких сражений с деревом нередко происходят поломки удилища, особенно легкого типа.

Читайте также:  Как выбрать нож для рыбалки

В таких ситуациях следует пользоваться специальными отцепами и применять особые методики для извлечения приманок. Как это делается, можно почитать в данной статье. Если не получается извлечь приманку, можно попытаться залезть в воду и отцепить ее. Когда нет такой возможности или желания, то лучше смириться с утратой приманки, чем рисковать удилищем.

Еще одна ошибка новичков и даже опытных рыболов заключается в неправильном вываживании рыбы. Особенно часто это проявляется при ловле с лодки. Когда трофей доводится к борту, его нужно взять подсаком. Категорически не следует силой вытаскивать на борт рыбу. Этот номер нередко заканчивается поломкой удилища. Окуня и небольшого голавля можно еще без подсака доставить на берег или в лодку. Щуку или судака, жереха обязательно принимают в подсак.

Перед началом рыбалки обязательно проверьте плотность соединения колен. Отнеситесь серьезно к комплектованию спиннинга. Закрепите хорошо катушку и плотно сомкните колена. Если этого не сделать, могут возникать люфты. В результате бланк может повредиться.

Вообще, со спиннингом следует обращаться аккуратно. Некоторые рыболовы относятся к нему как к живому организму. И это правильно, так как не зря говорят, что хорошее удилище – это продолжение руки. Чтобы это продолжение функционировало надлежащим образом, необходимо правильно ухаживать за ним.

Хорошие рыболовные интернет магазины позволят вам приобрести любые товары для рыбалки по выгодным ценам!

Подписывайтесь на нас в социальных сетях – через них мы публикуем много интересной информации, фото и видео.

Популярные разделы сайта:

Календарь рыбака позволит вам понять, как клюют все рыбы в зависимости от времени года и месяца.

Страница рыболовные снасти расскажет о многих популярных снастях и приспособлениях для ужения рыбы.

Насадки для рыбалки – подробно описываем живые, растительные, искусственные и необычные.

В статье прикормки вы познакомитесь с основными видами, а также с тактиками их использования.

Изучите все приманки для рыбалки, что бы стать настоящим рыболовом и научиться правильному выбору.

Уход за удилищем

Своевременный и тщательный уход за удилищем надолго продлевает срок его эксплуатации. Следует не только приводить его в порядок после каждой рыбалки, но и время от времени осуществлять профилактику, а при необходимости — и мелкий ремонт. Важно также уметь правильно подгонять удилище по руке, чтобы лучше чувствовать его при ловле и меньше уставать на рыбалке. Прежде всего тщательно отмойте удилище теплой водой и мылом, предварительно заткнув пробочками места стыка, чтобы вода не попала внутрь пустотелого удилища. Грязь и рыбью слизь лучше удалять с поверхности хлыста и между лапками пропускных колец, используя мягкую щетку (можно зубную или для мытья посуды). После этого протрите поверхность полотенцем и просушите пробковую рукоятку. Вставки пропускных колец и внутреннюю поверхность стыка протрите ватным тампоном, смоченным спиртом. Теперь нужно внимательно осмотреть хлыст, пропускные кольца, рукоятку и подготовить инструмент для ухода за удилищем. Царапины, потертости на хлысте необходимо покрыть водостойким прозрачным полиуретановым или нитролаком с помощью мягкой кисточки. Для этого можно использовать пузырек от лака для ногтей с кисточкой, предварительно отмыв его и залив прозрачный лак. Покройте лаком также и трещины на обмотках пропускных колец. После высыхания отполируйте поверхность хлыста мягкой фланелевой или льняной тряпкой. Для восстановления бархатистости пробковой рукоятки сначала следует протереть поверхность пробки ватным тампоном, смоченным спиртом. Этим же тампоном можно также обработать катушкодержатель и удалить грязь из резьбового соединения зажимной гайки. Очищенную и просохшую поверхность пробки рекомендуется прошлифовать мелкозернистой наждачной бумагой, которая снимет тонкий верхний залоснившийся слой, при этом восстановится цвет и бархатистость рукоятки — она будет выглядеть как новая. Рукоятки из пенорезины, неопрена и подобных материалов тоже можно восстановить, сошлифовывая верхний слой наждачной бумагой, но при этом нужно более тщательно подбирать абразивный материал и зернистость. Для усиления соединительного стыка колен удилища на комлевую часть верхнего колена (кончика удилища) советую насадить защитную металлическую втулку — коронку — по типу подкольцевых втулок телескопических удилищ. Такая коронка предотвращает разрыв стыка при перегрузках, во время подсечки, заброса блесны при незаметно сползшем стыке, а также при транспортировке, когда случайно сильно надавливают на стык. Коронка должна плотно надеваться на хлыст. Лучшие материалы для ее изготовления — титан, нержавеющая сталь, дюралюминий. Ее можно выточить на токарном станке. Толщина стенок втулки — 0,3-0,5 миллиметра, высота втулки приблизительно равна ее посадочному диаметру. Перед насадкой коронки необходимо освободить ее от ниток, подогнать посадочное место на хлысте с помощью наждачной бумаги и надфиля, затем плотно посадить коронку на хлыст, используя водостойкий клей или двухкомпонентный эпоксидный состав. Подогнать рукоятку по руке — укоротить или удлинить, изменить форму в местах захвата рукой — вы можете самостоятельно с помощью простых инструментов. Самая несложная и часто встречающаяся операция — обрезка комля рукояточной части при подгонке ее по длине. При этом надо обязательно оставлять припуск для установки грибка или заглушки (с учетом ее длины) или балансировочного противовеса (подгрузка), который рекомендуется ставить при укорочении комля, поскольку эта операция нарушает баланс удилища. Эргономические канавки и лыски, которые делают на пробковой рукоятке под пальцы руки для более удобного пользования снастью, можно прорезать острым скальпелем и затем дошлифовать обработанное место наждачной бумагой. Этим лучше заниматься после предварительной примерки по руке с установленной на удилище катушкой. Утепляющие наклейки и выступы из пробки на катушкодержателе приклеиваются водостойким клеем, затем подрезаются скальпелем по руке и подшлифовываются. Увеличить дальность заброса вашего удилища можно за счет его тщательной балансировки. Однако прежде, чем этим заняться, обязательно поставьте на него катушку, которой вы ловите. Вес катушки должен соответствовать показателю Test Weight удилища, на котором она установлена. Сбалансированным можно считать удилище, когда центр тяжести находится в пределах рукоятки и максимально приближен к передней части лапки катушки. Если он смещен вперед и расположен за пределами рукоятки, необходимо провести балансировку. Это делают прямо на воде, закрепив подгрузок на конце комлевой части рукоятки удилища (например, с помощью изоленты). Точно подобрать вес подгрузка можно, сделав серию пробных забросов блесны. Подгрузок, с которым вы получили максимальный по дальности бросок, необходимо взвесить, чтобы в дальнейшем заменить на специальный вкладыш такого же веса, который проще всего изготовить из свинца в виде стержня. Он должен плотно входить внутрь трубчатой комлевой части удилища, где его надо зафиксировать, посадив на клей. Еще лучше, если есть возможность выточить подгрузок из тяжелого металла (вольфрамового сплава, бронзы, латуни) в виде грибка с посадочным пояском. После того, как вы опробуете удилище на воде, наклейте надпись или напишите на хлысте, каков уточненный реальный диапазон забрасываемых этим удилищем приманок. Чтобы леска лучше проходила через пропускные кольца и при этом меньше изнашивалась, их можно отполировать, не снимая с удилища. Следует заметить, что у высококлассных удилищ кольца, как правило, уже отполированы. Полировать кольца можно с помощью обтянутых кожей деревянных конических оправок длиной с карандаш и диаметром чуть меньше диаметра обрабатываемого кольца. В качестве оправок подходят, например, ручки от круглых кисточек разного диаметра, фломастеров авторучек и т.п., на которые наклеиваются кожаные полоски. На кожу нанесите алмазную мелкозернистую полировальную пасту. Полировку следует производить возвратно-поступательными движениями оправки внутри вставки кольца, слегка поворачивая оправку и придерживая кольцо пальцами свободной руки. Процесс этот довольно длительный, обычно приходится тратить около получаса в среднем на одно кольцо, зато после этого на рабочих поверхностях колец появляется зеркальный блеск. При сильном повреждении обмотки пропускного кольца или для его замены нужно аккуратно подрезать верхний слой защитного лака над лапкой, зацепить нитку и размотать ее. Затем зачистить место под новую обмотку, для которой понадобятся капроновые нитки. Не следует делать обмотку слишком тугой, чтобы не продавить лапкой кольца довольно тонкие стенки хлыста современного удилища. Для замены “тюльпана” снимите его с кончика удилища, прогревая место склейки на небольшом огне (можно от зажигалки) и одновременно стягивая “тюльпан” с помощью проволочной петли. Новый “тюльпан” надо посадить на двухкомпонентный эпоксидный состав или водостойкий клей. Если соединение удилища заело, не пытайтесь разъединять удилище самостоятельно. Попросите помощи у другого рыболова. При этом каждый человек обхватывает удилище по одну сторону от соединения одной рукой и по другую сторону от соединения — другой. Равномерные усилия должны привести к разъему соединения без особых осложнений. При возможности не оставляйте удочку в воде, так как вода плохо влияет на некоторые материалы, из которого изготовлено удилище. Всегда очищайте пропускные кольца от ила и грунта, который налипает после рыбалки. После его засыхания образуется поверхность, похожая на наждачную бумагу, что приводит к быстрому изнашиванию лески. Время от времени необходимо протирать влажной тряпочкой с мылом. Изношенные или треснувшие кольца следует заменить вовремя.

Зимняя рыбалка: бороться с намерзанием льда на кольца можно с помощью специальных средств ухода за удилищами. К примеру, на морозе пропитываемый водой шнур не примерзает к свежеобработанному специальным средством бланку. Тем же средством можно обработать и кольца. Соленая вода: после ловли рыбы в соленой воде каждый раз необходимо промыть удилище в слабоконцентрированном мыльном растворе, а затем промыть чистой водой. После этого протереть сухой тканью и дать ему высохнуть. Смазывайте все движущиеся части и механизмы, предварительно удалив пыль, песок, грязь и другие остатки посторонних предметов. Советы от G.Loomis

  • После рыбалки, как пресноводной, так и морской, тщательно вымойте удилище в слабом мыльном растворе до удаления загрязнений и запахов. Перед хранением удостоверьтесь, что оно высушено. Можно протереть удилище жидким средством для полировки мебели, чтобы улучшить его внешний вид.
  • Смажьте катушкодержатель и протрите ножки колец хлопчатой тряпкой, смоченной WD40 или другим подобным средством от коррозии.
  • При перевозке, всегда защищайте своё удилище, помещая его в чехол и/или тубус. Небрежное обращение с удилищем может привести к микродефектам, от которых в конечном итоге сломается удилище.
  • Периодически проверяйте стык, вставляя части одну в другую, и проверяйте кольца на предмет повреждения.
  • Храните ваше удилище в упаковке, защищая от солнца и непогоды. Будьте уверены, что оно полностью высушено, перед хранением.
  • Иногда смазывайте стык парафином. Это пригодится для надёжности соединения и облегчения расстыковки частей.
  • Держите ваше удилище подальше от домашних животных и детей. Собаки обожают жевать пробку, и дети, благословите их сердца, обожают разломать то, что подороже.

Сборка удилища

  • Вставьте штырь нижней секции в гнездо верхней секции с кольцами развёрнутыми на 90° друг относительно друга
  • Выровняйте кольца, уверенно поворачивая нижнюю часть до тех пор, пока она не сядет плотно. Контролируйте плотность посадки, пытаясь разнять секции поступательным движением без вращения. Если соединение держит, значит, оно достаточно плотно.

Другой способ:

  • держите каждую секцию недалеко от соединения и сжимай секции одновременно покручивая их.
  • в фазе выравнивания меток на секциях, одновременно с крутящим движением прилагайте некоторое усилия для насаживания секций — стыки соединяются очень мягко и с приложением минимальных усилий, при этом надежность соединения находится на высшем уровне.

Для разборки просто вращайте секции в обратную сторону друг относительно друга. Удилище при перевозке необходимо держать в мягком чехле, катушку — в футляре; это частично предохраняет их от случайных ударов, которыми на удилище сбивается лак, пробиваются обмотки, бьются кольца и мнутся трубки, а у катушек могут погнуться или разбиться щечки барабана, если они изготовлены из тонкого алюминия или эбонита. Во время перерывов в ловле рыбы не следует класть удилище на землю и на камни, так как при ударе об острые камни, даже при самом легком, повреждается лаковый покров. Не рекомендуется класть удилище на сухой мелкий песок, легко попадающий даже при самом слабом ветерке в механизм катушки. Попав на ось катушки, песочная пыль может настолько сильно поцарапать металл при вращении барабана, что при съемке его с оси неизбежно произойдет повреждение втулки или самой оси. Большой вред наносится удилищу во время ловли чрезмерной нагрузкой и неплотным соединением трубок. Эти недостатки приводят к изгибу и переломам удилища, соскакиванию трубок и т. д. Поэтому необходимо в первом случае убавить нагрузку, а во втором — плотнее соединить трубки. Если же трубка неплотно сидит на основе удилища, то следует прекратить ловлю до исправления удилища. По окончании ловли рыбы удилище и катушку необходимо досуха протереть мягкой тряпочкой, причем в отверстия соединительных трубок удилища полезно вставить пробки. Шнур следует просушить. Только после этого можно убирать снасть. Сырое удилище, например со следами воды, не рекомендуется убирать в чехол, если он из плотного материала, и хранить в нем долгое время, особенно если удилище имеет поврежденное покрытие. Хранить удилище следует в чехле, повесив на стену в сухом помещении, далеко от печки, батареи парового отопления. Перед длительным хранением натирайте соединение удилища стеариновой свечкой или графитовой смазкой. Во время рыбалки проверяйте соединения, не допускайте люфта. Предупреждения

  • Графит, содержащийся в материале углепластиковых удилищ, обладает электропроводностью. Поэтому ловля в грозу или вблизи линии электропередач опасна для жизни. Некоторые углепластиковые удилища имеют специальную наклейку с изображением молнии, предупреждающую об опасности поражения электротоком.
  • К сожалению, многие случаи поломок удилищ происходят еще за долго до того, как они оказываются на водоемах. Мы хотим предупредить вас о наиболее частых ошибках. Часто, для проверки строя и упругости удилища его кончик опирают в стену или, держа вершину в руке, пытаются поднять удилище. Распределения нагрузки не происходит, она концентрируется в зоне вершины, что приводит к ее слому!
  • Подобным же результатом заканчиваются испытания на прочность, при которых рыболов сгибает удилище руками в подкову или кольцо либо, привязав к леске гирю проверяет какую максимальную нагрузку способна выдержать его снасть.
  • Не менее распространенные причины повреждений — удары! Они происходят как при падении удилищ, так и в случае неосторожного обращения.
  • Удилища должны постоянно находиться в чехлах с разделенными ячейками под каждое из колен. Желательно, чтобы они были из плотного хорошо амортизирующего материала. При перевозке необходимо использование жесткого тубуса!Несоблюдение этих правил приводит к повреждению удилищ при падении, сдавливании и внешних ударах.
  • Очень часто оправой крупного кольца нижнего колена повреждается вершина удилища!
  • Основное правило при сборке телескопических удилищ — это соблюдение очередности. Следует начинать с вершины, поочередно выдвигая каждое последующее колено, проверяя при этом плотность соединения. Если удилище оснащено кольцами, то при разборке следите за их идеальным осевым расположением. Разборкаудилищ производится в обратном порядке, т. е. от нижних колен к верхним. Именно при сборке телескопических удилищ происходят частые поломки вершинок. Во избежание этого задвигайте вершину, держа ее не за кончик, а за основание.
  • Сборка штекерных удилищ производится в той же последовательности, т. е. от верхних колен к нижним. Особое внимание следует уделить чистоте элементов стыка. Если узел соединения имеет штыревой переходник, необходимо чтобы после стыковки между коленами оставался зазор приблизительно 4-5 мм. Разумеется, независимо от вида стыковочного узла, соединение должно быть плотным. Разбирая штекерное удилище, следите за тем, чтобы размыкаемые колена находились строго на одной оси! В противном случае может возникнуть повреждение элементов стыка. Чрезмерные усилия при стыковке штекерных удилищ могут привести к заклиниванию стыка! В этом случае желательно, чтобы разъём осуществляли два человека. Необходимо обернуть колена кусками тонкой резины или полосками из неопрена, а затем осуществить разъём, несильно поворачивая колена в противоположные стороны. Если данный приём не принесет успеха, следует обратиться на сервисную службу.

Уход за безинерционной катушкой. Основные правила

После того, как закрылся сезон открытой воды, ответственные рыбаки занимаются обслуживанием и ремонтом своих снаряжений. Безинерционная катушка – довольно сложный механизм и для того, чтобы в решающий момент она не подвела, на рыбалке не доставляла неудобств и чтобы дольше прослужила, за ней необходим регулярный и грамотный уход.

Многие владельцы катушек подчас даже не имеют представления о том, как правильно должен производиться уход за безинерционной катушкой. Поэтому в этой статье хочется уделить внимание плановому техническому обслуживанию безинерционных катушек.

Обслуживание любой безинерционной катушки следует проводить не менее одного раза в год. Это позволит поддерживать ее эксплуатационный и технический ресурс на необходимом уровне. Если же катушку часто используют в неблагоприятной среде для ее механизма (песчаная пыль, соленая вода, грязь и т.д.), или же катушка была уронена в воду, тогда смазывать ее необходимо в течение сезона использования несколько раз. Лучше всего если будет проводиться полная замена во всем механизме смазочных материалов, а не простое нанесение новой смазки поверх старой. Ведь для большинства уже не секрет, что в той воде, в которой мы ловим рыбу, содержится довольно огромное количество различных твердых (абразивных) микроэлементов, а те при попадании внутрь механизма безинерционной катушки, остаются на поверхности именно смазанных деталей.

Читайте также следующие статьи про катушки для удочек:

Порядок действий при очистке и смазке катушки

Рыбаки со стажем при разборке катушки рекомендуют располагать детали на бумаге по порядку их складывания. Разборка и сборка безинерционной катушки довольно нелегкий процесс. Рассмотрим простой порядок действий при осмотре и очистке безинерционной катушки.

Читайте также:  Делаем блесны на щуку своими руками: колебалки, вертушки и другие

Сперва с поверхности катушки тряпочкой следует удалить пыль, так как при дальнейшем вскрытии катушки она может попасть в механизм. Если же пыль въелась тогда следует протереть катушку тряпочкой или ушной палочкой, которая смочена в бензине для зажигалок или же эфиром.

Затем необходимо удалить пыль под ротором. Для этого снимаем шпулю и поворачиваем рукоятку катушки таким образом, чтобы ось шпули находилась в крайнем переднем положении.

С оси шпули снимаем стопорное кольцо с шестерней.

Затем следует отвернуть винт, который фиксирует гайку, держащую ротор и снять стопорное кольцо, если такое есть на Вашей катушке. На разводном ключе необходимо установить размер, который соответствует размеру гайки, и открутить ее. Если же гайка не поддаются больших усилий прилагать не стоит, так как на некоторых катушках у такой гайки обратная резьба. Необходимо попросту покрутить в другую сторону.

Когда открутите гайку, отметьте положение ротора по отношению к втулке, на которой он расположен. Для этого хорошо воспользоваться водостойким маркером, чтобы нанести точки на втулку и на ротор. Это необходимо затем, чтобы при сборке ротор поместить в прежнее положение. Если этим советом пренебречь, тогда при вращении ротор может начать чиркать. После этого следует сдвинуть ротор вперед.

Для того, чтобы удалить пыль, которая находится с внутренней стороны ротора и с корпуса катушки следует воспользоваться зажатым в пинцете ватным тампоном. Оси роликов обгонной муфты смазываем жидкой смазкой. Следует заметить, что в обгонную муфту не следует лить много масла, так как она будет проскальзывать. Особенно актуально это, если катушка будет использоваться в зимний период. После того как обгонная муфта была смазана, ротор следует поставить с учетом пометок на место, и слегка пошевелить его, чтобы он принял старое положение. Затем завинчиваем гайку, стопорное кольцо устанавливаем на место и привинчиваем стопорный винт.

После этого следует снять ручку и снять крышку, закрывающую механизм катушки. У некоторых катушек для этого требуется снять фрикционный тормоз или разобрать другие узлы.

Перед тем, как вынуть ведущую шестерню, следует пометить взаимное расположение шестерней. Это можно сделать, используя несмываемый маркер. Пометки необходимы для того, чтобы при сборке, возможно было обеспечить взаимное исходное расположение шестерней, поскольку у зубьев шестерней индивидуальная пригонка. Если же нарушить расположение, катушка будет вращаться с затруднением, и будет издавать звук. Следует заметить, что сегодня в продаже появляются катушки, в которых применена специальная технология, позволяющая не прибегать вообще к процедуре совмещения зубьев.

После того, как были сделаны пометки, необходимо вынуть ведущую шестерню. Если же ведущая шестерня, хотя бы с одной стороны вращается на втулках, необходимо трущиеся поверхности втулок смазать густой смазкой.

Внутри корпуса катушки другие трущиеся узлы также необходимо смазать густой смазкой. Переусердствовать не стоит, так как при нагреве катушки на солнце смазка потечет из щелей. После этого закрепляем на место ведущую шестерню, учитывая пометки, и закрываем корпус механизма катушки. Ручки ставим на место. Если трущийся узел рукоятки не на шарикоподшипниках, в таком случае его также смазываем густой смазкой. Шпулю также ставим на место. Густой смазкой смазываем оси вращения дужки и механизм возврата дужки.

Смазывая узлы возврата дужки, следует соблюдать осторожность – там есть различные мелкие детали, которые могут выпрыгнуть, если пошевелить при снятой защитной крышке дужку. В таком случае после того, как сняли защитную крышку, необходимо сперва достать незакрепленные детали, а уже потом смазывать.

Несколько замечаний относительно смазочных материалов

Использовать лучше всего смазку той же фирмы, что и катушка. Если же Вы не нашли такую смазку, тогда можно воспользоваться смазкой для катушки другой фирмы, это намного лучше нежели смазка, которая вообще не предназначена для катушек. Специальные смазки разных фирм-производителей обычно смешиваются нормально, но лучше этого не делать, а если Вы сменили марку смазки, желательно сначала удалить старую.

Для катушек также иногда используют смазки силиконовые для оргтехники. Но прежде, чем наносить эту смазку необходимо удалить старую, так как такие смазки плохо смешиваются с синтетическими и минеральными, которые в большинстве случаев используются для катушек.

Некоторые используют вакуумные масла, так как они химически являются нейтральными. Как крайний случай в качестве густой смазки можно использовать Циатитм 203, а в качестве жидкой – масло для швейных машин.

Для смазки катушек не рекомендуется использовать жидкость WD-40 и моторные масла. Особенно это актуально для катушек, которые содержат большое число пластиковых деталей, так как жидкость WD-40 и присадки, которые применяются в моторных маслах, могут спровоцировать их разрушение.

Правильная эксплуатация и уход за безинерционной катушкой

Безинерционная катушка имеет очень простое техническое строение. Одним из важных компонентов катушки, является механизм подачи шпули. Эти механизмы бывают двух видов: локомотивный и червячный. Эти два механизма значительно отличаются по строению. Но описывать конструкцию катушек не мы не будем, так как посмотреть и сравнить их можно при покупке в магазине.

У продавца можно поинтересоваться, какой механизм подачи шпули у катушки. Стоит только заметить, что локомотивный механизм гораздо проще, так как детали делаются методом литья, а уже детали червячного механизма проходят дополнительную инструментальную обработку. По этой причине катушки с червячным механизмом стоят дороже, они долговечнее и надежнее в эксплуатации, а также имеют плавный ход.

В тормозной системе катушки предусмотрен мгновенный антиреверс, то есть мгновенный стопор обратного движения. Действие тормоза можно проверить наглядно, взяв катушку в руки и при включенной тормозной системе прокрутив ручку вперед и назад. Если ручка катушки при движении назад сразу остановилась, притом мягко без стука, то этот элемент присутствует.

В случае если при движении ручки назад прокручивается хотя бы на 5-10 мм и слышно характерный стук, то в этом случае тормозная система обычная, а не мгновенная. Мгновенный антиреверс дает возможность повысить чувствительность и сделать мгновенную результативную подсечку.

Ролик лесоукладывателя может иметь обычную форму в виде правильного конуса, который не так эффективно оказывает сопротивление закручиванию лески. Поэтому лучше найти катушку с роликом вида Twist-Baster, который от обычного отличается другой формой в виде неправильного конуса, то есть одна сторона конуса – немного больше. Леска, проходя через ролик вида Twist-Baster, соприкасается с большей частью поверхности, чем в обычном ролике, вследствие чего успевает лучше распрямиться, что очень важно при ловле плетеным шнуром. Фактически тонкий шнур, да еще и закрученный, даже хорошо уложенный на шпулю все одно через какое-то время сбрасывает петли. Поэтому ролик вида Twist-Baster, позволит продлить срок службы лески или шнура, экономя средства и сберегая нервы рыбака.

Помимо этого ролик должен быть непременно покрыт нитридом титана это материал, который имеет высокую стойкость к механическому стиранию. Этот сплав золотистого цвета.

Безинерционная катушка, как и любой другой технически механизм требует правильного применения. Следует осторожно эксплуатировать катушку, поэтому необходимо знать несколько правил.

Отводить дужку лесоукладывателя надо плавно пальцами до окончательного фиксирующего момента. Рукой до первоначального положения нужно сбрасывать дужку так, чтобы дужка упиралась на большой палец. Таким образом, предотвращается раньше времени износ и устраняется непроизвольный сброс дужки при забросе.

Не следует затягивать фрикционный тормоз сильно туго, и в случае если зацепили блесну за водоросли или корягу, то к себе не тяните с большой силой, так как это ускорит износ механизмов. Лучше к этому месту подплыть на лодке или потихоньку подтягивать леску руками. Старайтесь при эксплуатации не намочить катушку, особенно в речной воде. А также избегайте падений, ударов и т.д. Если катушка упала в песок, не переворачивая, поднимите ее, чтобы песок не насыпался внутрь. Затем метелкой из травы обмахните ее. Отсоедините шпулю и проверьте, есть ли песок вокруг штока ротора. Если же есть, в таком случае использование катушки лучше всего прекратить, так как в противном случае песок затянется внутрь ротора и окажется на шестернях. Дома ее необходимо разобрать и тщательно протереть. Хотя вероятность того, что песок окажется внутри не так уж и велика, как у воды, поскольку конструкция безинерционных катушек по возможности старается предохранять их механизм от такой неприятности.

Другой разговор, если катушка была уронена в воду. Ни в коем случае нельзя вращать рукоятку, так как грязь из воды может попасть в подшипник. Одной из самых распространенных ошибок спиннингистов является попытка проверить все ли с катушкой после падения в воду в порядке. Ловлю этой катушкой необходимо прекратить. А эту следует привести домой, разобрать, вытряхнуть воду, удалить смазку, подшипник промыть в очищенном бензине, просушить феном, все собрать и нанести новую смазку. Катушки, которые относятся к высокому классу довольно дорогие, поэтому такой тщательный уход без сомнения себя окупит, так как таким образом Вы продлите ее работоспособное состояние.

Катушку храните и перевозите в хорошо закрытой коробке, чтобы уберечь от попадания пыли и влаги. Если правильно эксплуатировать катушку, то обслуживание катушек сводится, лишь к своевременному смазыванию.

Видео – ремонт безынерционной катушки:

Заключение!

Возможно, если Вы первый раз проводите техническое обслуживание безинерционной катушки, эта процедура покажется Вам довольно громоздкой и сложной. Это так и есть, но только в первый раз. С каждым последующим разом разборка и смазка катушки будет даваться Вам легче и легче, как говориться опыт приходит с практикой.

Уход и хранение безынерционных и мультипликаторных катушек

Безынерционная катушка

Приобретая в магазине безынерционную катушку, оцените ее “динамику”, бесшумность и плавность хода, насколько быстро нагружается фрикционный тормоз. Дужка лесоукладывателя должна четко фиксироваться при открывании (для увеличения срока службы закрывать дужку рекомендуется рукой). Обратите внимание на кромку шпули – она должна быть безукоризненно гладкой.


Снаряжая новую катушку на рыбалку, намотайте на шпулю такое количество лески или шнура, чтобы остался зазор перед кромкой 2-3мм. Установив катушку на спиннинг, пропустите леску через кольца и “нагрузите” снасть, удерживая свободный конец лески рукой. Отстройте фрикционный тормоз таким образом, чтобы уберечь снасть и леску от чрезмерных перегрузок.
В процессе эксплуатации следите за отсутствием посторонних шумов в катушке и любых люфтов в узлах. Не допускайте ударов о твёрдые предметы, не бросайте катушку на землю или песок. По возможности берегите безынерционную катушку от “купания”.
В случае возникновения любого сбоя в работе (шум, затрудненность хода и т.д.) рекомендуется отнести катушку к специалисту или разобрать ее самостоятельно. В последнем случае вам очень пригодится сборочная схема, идущая в комплекте с катушкой. Для начала снимите с катушки шпулю. Поворачивая ручку поднимите шток ротора в крайнее верхнее положение, отвинтите фиксирующую гайку ротора, освободите внутренние винты и снимите крышку корпуса. Затем снимите главную шестерню. Осмотрите внутренний механизм,

уделив особое внимание подшипникам. Заметив потемневшую смазку, удалите ее салфеткой или тряпочкой без ворса. Иногда требуется снять подшипник и промыть в небольшой банке со спиртом или бензином.
Удалив всю грязь с внутренних узлов катушки, следует нанести свежую смазку. Для увеличения срока службы используйте только специальные виды смазок. Например, такой гигант катушкостроения, как Shimano(Япония), выпускает комплекты из двух смазок – жидкой и густой. Жидкая смазка предназначена для обработки подшипников, густая – для шестерёнок и червячной передачи. Смазка выпускается в баллончиках с длинным «носиком»-распылителем для точечного нанесения. При нанесении смазки не переусердствуйте – излишнее количество обязательно вытечет и запачкает все вокруг.
Отправляясь на рыбалку, перевозите безынерционную катушку в специальном чехле, оберегающем свою «хозяйку» от ударов и загрязнения. Если катушка кратковременно попала в воду или упала на песок, быстро и аккуратно поднимите ее, очистите и осмотрите. Снимите шпулю и проверьте, не попал ли песок на шток ротора. В случае значительного загрязнения или возникновения постороннего шума, немедленно прекратите эксплуатацию катушки – ее необходимо разобрать, почистить и пересмазать.


После рыбалки рекомендуется внимательно осмотреть катушку и при необходимости просто протереть. Зачастую нет никакой необходимости полностью разбирать катушку, достаточно лишь немного смазать определенный узел. В любом случае сигналом для техобслуживания будет потеря плавности хода или посторонний шум. Перед зимним «простоем» катушку следует проверить, удалить возможные загрязнения, осмотреть подшипники и заменить старую потемневшую смазку на новую. И ослабьте фрикционный тормоз, дайте катушке как следует отдохнуть перед следующим рыболовным сезоном.

Мультипликаторная катушка

После приобретения рекомендуется протереть мультипликаторную катушку от консервирующей смазки. Раскрутив находящиеся под ручкой винты снимите шпулю. Протрите подшипники, удалив излишнее количество смазки. Не забудьте также осмотреть торцы шпули и тормоза катушки. Все, «мультик» готов к работе. В мультипликаторной катушке есть сразу несколько узлов,

открытых для загрязнения и, следовательно, требующих регулярного осмотра – бесконечный винт (привод лесоукладывателя), клавиша отключения шпули, обгонная муфта. Вода или грязь, попадая в зазоры между корпусом катушки и шпулей (или «звездочки») быстро проникает внутрь катушки и начинает «работать» как абразив. Заметив загрязнение или посторонний шум, прекратите эксплуатацию катушки, продуйте зазоры или снимите шпулю и удалите скопившуюся грязь.
В случае сильного загрязнения или возникновения постороннего шума не обойтись без полноценного технического обслуживания. Воспользовавшись сборочной схемой, разберите катушку. Обратите внимание на направление вращения деталей – пригодится во время сборки. Удалите со всех деталей старую потемневшую смазку. Особенно тщательно промойте в бензине обгонную муфту без внутренней обоймы. Затем так же аккуратно очистите силовые и скоростные подшипники. После очистки просушите все детали. Сборку катушки производите с одновременной смазкой уже установленных частей. Скоростные подшипники смазываются жидкой смазкой, силовые подшипники – густой. Чем более плотно пригнаны друг к другу детали, тем более жидкой должна быть смазка. Обгонная муфта смазывается небольшим количеством жидкого масла. Лесоукладыватель после очистки обрабатывается густой смазкой. Как и в случае с безынерционной катушкой, не переусердствуйте с количеством наносимой смазки. Все лишнее масло обязательно протечет и осложнит работу с катушкой. Ни в коем случае не смазывайте ведомую шестерню мультипликаторной катушки. Излишняя смазка попадет на центробежные тормоза, начнутся «перебежки» и катушка будет «бородить». Также не стоит обрабатывать маслом и опорные подшипники шпули – снизится скорость вращения.


Используйте только специализированное масло для катушек. Любой крупный производитель безынерционных и мультипликаторных катушек выпускает все необходимые смазочные материалы, гарантируя высокое качество обработки. Масло для катушек бывает синтетическое и минеральное. Что предпочесть, решайте сами. Синтетическая смазка поможет достичь максимальной дальнобойности и лучше перенесет рыбалку в холодное время года. В тоже время, текучая «синтетика» быстрее «уйдет» из катушки, требуя пересмазки. Минеральная смазка более тягуча и универсальна. К тому же, «минералка» лучше противостоит воздействию влаги. В большинстве случаев силовые крупные катушки обрабатываются более густыми минеральными смазками. Скоростные катушки, «мыльницы» или средняя по размеру «классика» смазывается преимущественно синтетическим маслом.
Для увеличения срока службы катушки рекомендуется ослаблять фрикционный тормоз после каждой рыбалки. В течение рыбалки регулярно осматривайте катушку, сразу удаляя загрязнение. Перевозите мультипликатор только в специальном мягком чехле.
Консервация мультипликаторной катушки на зиму предполагает полную разборку и пересмазку всех необходимых деталей. После сборки нанесите на катушку тонкий слой жидкого масла и положите мультипликатор в герметичный пакет. В начале рыболовного сезона достаточно только насухо протереть катушку и она снова готова к работе.

Еще обзоры по теме «На что ловить летом» | Все обзоры

В рыбалке множество мелочей. И, казалось бы, учесть их всех невозможно. Но я бы сказал, что это мнение любителей неудачников. В УСПЕШНОЙ рыбалке нет мелочей, потому что именно принятие во внимание незначительных тонкостей – залог успеха, отличающий профи от незадачливого новичка.

Как грамотно ухаживать за безынерционной катушкой

Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за безынерционной катушкой, чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

Перед рыбалкой

Прежде всего нужно установить безынерционную катушку на спиннинг и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, – для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь “бархатный” ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Читайте также:  Как сделать поводок для удочки

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше – бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз – на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска – сверху.

Другой способ приподнять леску – установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие – борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).

1. Шпули и вкладыши.

2. Справа шпуля со специально отполированным бортом, слева – без дополнительной обработки.

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль – на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали – на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог “слипнуться”, поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки – пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.

3. Фторопластовые нашпульники.

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки – там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя – сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми – тогда их легко отличить (рис.6).

5. Снята рукоятка.

6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет – продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.
Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор – откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

7. Удаляется смазка с деталей главной передачи.

8. Удаляется смазка с главной шестерни.

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма – производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться “родным” маслом.

9. Удаляется грязь из труднодоступных мест.

10. Чистый внутренний механизм катушки.

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки.
Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую – иногда они бывают несовместимы.

11. Наружное смазывание катушки.

12. Смазывание внутреннего механизма.

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя — через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или “Калоша”; автомобильный не годится – он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.
Смазка для катушек обычно выпускается двух видов – густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке – типа Mitchell X7.
Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.

13. Разобранный узел лесоукладывателя.

14. Чехол, катушка, запасные подшипники, инструменты для ремонта, тюбики со смазкой, спирт.

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку – с помощью такой масленки проще будет при необходимости “оживлять” подшипники или внутренний механизм.

На рыбалке

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.
Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто – ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины “нештатного поведения” катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, – едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку.

Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, – конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Наиболее уязвимые узлы безынерционной катушки
Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше – тогда и пружина будет работать мягче (рис.16). В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.

15. Смазывание ролика лесоукладывателя.

16. Запасная возвратная пружина дужки лесоукладывателя.

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и “выбираются” люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы – для точной регулировки зубчатого зацепления.

Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих – стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками (рис.17), например тефлоновыми.

17. Запасные втулки-опоры главной шестерни.

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, – например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

После рыбалки

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном.

Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без “техухода” и два года. Как только “бархатный” ход пропал – пора ее проверить.

В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.

Смазка безынерционных катушек

Как и любой механизм рыболовные катушки нуждаются в плановом обслуживании, естественно если при условии активной эксплуатации и надлежащего хранения. Но даже самая невостребованная снасть, в арсенале рыбака, должна быть вовремя обслужена, при неправильном хранении, внутренние части механизма могут ржаветь и окисляться, следовательно, срок службы такой катушки существенно сократиться.

Если говорить о постоянно используемых снастях, в условиях рыбалки, вряд ли кто-то замечал, как катушка касается воды и песка на берегу. Попадание мусора в движущиеся элементы катушки, отчищаются на месте, всего лишь частично, протирая тряпочкой, песок все равно остается в трудно доступных местах и в дальнейшем наносит повреждения подшипникам, втулкам и шестерням. Это сильно сокращает сроки службы катушек и приводит к их поломке.

Когда смазывать катушки

Обычно необходимость обслуживания безынерционной катушки можно определить по нескольким критериям:

  • Начало рыболовного сезона.
  • Середина рыболовного сезона, плановый осмотр и диагностика движущихся частей, на отсутствие посторонних шумов, затрудненного хода.
  • Плановый осмотр на протяжении всего сезона, визуальная оценка состояния и цвета масла, его вытекание и загрязненность.
  • Внеплановая диагностика при обнаружении ненадлежащей работы механизма – шума, скрипов, затрудненности вращения движущихся частей, люфтов и видимого загрязнения песком.

На практике, всегда лучше проводить осмотры снастей 2-3 раза за сезон, даже если никаких видимых признаков износа нет, потому что в случае поломки катушки, не всегда получается ее починить, а профилактические осмотры и обслуживания помогают предотвратить поломку.

Чем смазывать катушки

Для экономии денег и времени многие рыбаки используют то что есть под рукой – солидол, моторное масло для автомобиля любой марки. Такая смазка поможет временно, а в некоторых случаях может даже навредить.

Смазочные материалы желательно использовать те, которые предназначены для обслуживания именно данной области, а именно – втулок, подшипников и шестерней.

Густые специализированные смазки для обслуживания подшипников и шестерней – плотная, вязкая смазка, не стекает с движущихся элементов, обеспечивая лучшую защиту от износа.

Жидкие смазки – для обслуживания валов и роторов.

Как смазать катушку для рыбалки

В процессе нет ничего сложного, имея необходимые инструменты, произвести смазку может даже новичок в этом деле.

Для разборки и сборки катушки нам понадобиться:

  • Бумажные салфетки или небольшой кусок ткани.
  • Средние отвертки крестового и плоского вида.
  • Гаечные ключи на 10, 12, 13, 14 в зависимости от вида катушки.
  • Пинцет с острыми краями, для снятия стопоров и монтажа пружин.
  • Ватные палочки.
  • Зубочистки.
  • Старая зубная щетка.
  • Смазочные материалы.
  • ВД-40 или очиститель тормозов, также может подойти бензин в небольшой емкости, но тогда необходимо будит производить очистку на улице, ввиду сильного запаха бензина.
  • Для начала нужно демонтировать шпулю и ручку катушки, они легко снимаются, потому что имеют предусмотренные изготовителем, крепежные механизмы.
  • Далее, демонтировать втулку вала, на которой расположены регулировочные шайбы и подшипник. Тут можно воспользоваться тонкими зубочистками и пинцетом.
  • Крышка обгонной муфты фиксируется с помощью болтов, которые нужно будет отвернуть подходящей отверткой, иногда болты оформлены под шестигранники или звездочки, это нужно учитывать при подготовке необходимых инструментов.
  • Из игольчатого подшипника нужно вытащить муфту и хорошо протереть от остатков, грязного масла и мусора. Для более эффективного удаления можно использовать ДВ-40.
  • Далее нужно открутить пыльники, удалив которые появиться возможность снятия крышки.
  • Получив доступ к шестерням, нужно сделать отметки на зубцах так чтобы при сборке метки четко совпали, и механизм работал в точности как было ранее.
  • Затем нужно демонтировать основную шестерню.
  • Дальше демонтируем стоп-коробку.
  • Далее можно демонтировать каретку, она зафиксирована стопором, после его извлечения, каретка легко демонтируется.

В итоге катушка разобрана, на все основные движущиеся элементы. Правильным будет разложить все части на чистом столе или картонке в очередности демонтажа, а еще лучше все сфотографировать каждый этап разбора для четкого понимания что все будет собрано правильно.

Очистка шестерней и других частей катушки

Чистка от старого масла и затвердевших частиц грязи, осуществляется с помощью ткани, ватных палочек и бумажных салфеток, также в чистке зубцов шестерен поможет старая зубная щетка.

В качестве очистителя хорошо подходит ВД-40 или специальный очиститель, но можно прибегнуть и к более агрессивным методам, бензиновой ванны, но при этом нужно учесть едкий запах бензина, делать это нужно на открытом воздухе.

Также нужно учесть, что бензин, это очень агрессивное вещество, способное растворять некоторые виды пластика и резиновые детали, так что будьте аккуратны. Не рекомендуется подвергать резиновые и пластиковые такие части воздействию бензина при очистке, они могут потерять свою форму и целостность.

Корпус катушки хорошо отчистить помогут ватные палочки, или ветошь, накрученная на пинцет или отвертку.

Все загрязненные детали легко отчищаются и выкладываются в обратном порядке их сборки.

Процесс сборки и смазки

Детали отдельно смазывать не имеет смысла, потому что при сборке, скользкие детали очень сложно поставить на место, велика вероятность выскальзывания и падения деталей на пол, что приводит к повторной очистке.

  • Сперва необходимо частично собрать катушку в обратном порядке, имея фотографии и порядок разбора, сложностей в сборе не возникает.
  • Сборка происходит до момента закрытия крышки катушки, все детали должны быть установлены на свои места, метки на зубцах шестерен обязательно должны совпадать.
  • На зубцы шестерней наносится смазочный материал и механизм проворачивается вручную, для более равномерного распределения, и проникания смазки в труднодоступные места.
  • Смазки не должно быть много, лишнюю рекомендуется удалить с помощью кусочка чистой ткани, затем можно закрывать корпус катушки крышкой.
  • Также необходимо обратить внимание на роликовый подшипник, не допускаются люфты. Если при осмотре выявлен люфт или затруднительность движения, подшипник необходимо заменить.
  • В зависимости от производителя катушки, подшипники устанавливаются обслуживаемые или не обслуживаемые, если корпус ролика закрыт с двух сторон пластинами, такой подшипник не нуждается в смазке. Подшипник открытого типа, перед установкой нужно смазать.
  • Производиться окончательная сборка катушки, осмотр и плавность вращения, в результате, плановое обслуживание можно считать завершенным.

Следите за своими снастями, и они никогда откажут, даже в самых суровых условиях.

Ссылка на основную публикацию