Лодочный мотор стрела – герой своего времени

Лодочный мотор Стрела – герой своего времени

Самыми первыми маломощными двигателями для моторных лодок стали модели под названием «Стрела». Они массово выпускались на просторах СССР и пользовались большим успехом. Выпуск начался в далёком 1953 году и производился 12 лет. Запасные детали на моторы производились до середины 80-х годов. Уникальность этого механизма состояла в том, что они стали доступны для населения, ведь ранее такие устройства поставлялись только на производства и другие объекты отраслей хозяйства.

Исторические факты

Конструкция первой модели была достаточно простой и не предполагала чего-то сверхъестественного. Несмотря на то что аппарату не хватало функциональных характеристик, недорогой и простой в управлении механизм был востребован в силу своей надёжности и прочности. Такие модели моторов при грамотной эксплуатации и периодическом ремонте могли прослужить много лет без потери качества и мощности.

Кроме положительных характеристик, таких как простота ремонта, модель имела множество недостатков. Самым серьёзным из них стала потеря мощности за счёт работы на низкокачественном бензине или керосине.

Мотор Стрела смог приобщить любителей отдыха к водно-моторному образу жизни и стал началом эпохи развития производства двигателей и маломерных лодок. Благодаря этому появилась новая отрасль товаров для населения.

Устройство первых моделей

В первых моделях забортная вода за счёт сильного напора, создаваемого винтом лодки, попадала в систему охлаждения двигателя. А в последующие модели была добавлена помпа, но они не получили особого распространения и в серию не пошли.

Для упрощения попадания топливной смеси в двигатель бак располагался таким образом, что экономить топливо не представлялось возможным, а в системе подвески отсутствовали амортизирующие элементы. Двигатель провоцировал сильную вибрацию, а за счёт жёсткого крепления мотора она передавалась практически на весь корпус лодки. Это обстоятельство не сильно влияло на движение, но доставляло небольшой дискомфорт.

Работа двигателя была нестабильной из-за отсутствия помпы, подающей воду для охлаждения. Мотор часто перегревался и затруднял движение. А открытые части кожуха мотора нередко вызывали ожоги и считались наиболее опасной частью механизма, требующей осторожности при эксплуатации.

Старая модель лодочного мотора Стрела не имела ни муфты сцепления, ни режима реверса. Отсутствие последнего значительно затрудняло проведение маневров на водоёме.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор “Стрела-5”

Самой популярной модификацией рассматриваемого лодочного двигателя была модель “Стрела-5”

Основные характеристики

Основные характеристики механизма были далеки от современных стандартов качества, универсальности и эргономичности:

  • объём около 175 куб. см;
  • вес – 24 кг;
  • такт — двухтактность;
  • ёмкость топливного бака — 3,7 л;
  • мощность — 5 л. с.

Этих параметров было достаточно для любительского отдыха на водоёме и рыбалки на тихом ходу, а в силу невысокой стоимости топлива никто не задумывался об обеспечении экономии. Лодочный мотор Стрела-5 относился к двухтактным двигателям с одним цилиндром. Детали для цилиндров и поршней были позаимствованы у двигателя мотоцикла под названием «Ковровец», за счёт чего была достигнута взаимозаменяемость деталей без особого труда по поиску элементов для замены.

Двигатель располагался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней её части крепился редуктор с шестерёнками, приводящий вращение вала во вращение винта. Эта примитивная конструкция не учитывала многих моментов эксплуатации, но позволяла обеспечивать необходимой мощностью небольшое тихоходное судно. Этого было достаточно для передвижения по воде в некоторых областях страны и организации приятного досуга в виде рыбалки или прогулки на водном судне.

Основные преимущества

Одним из преимуществ конструкции моторов Стрела- 5 была простота эксплуатации. Даже новичок, не посвящённый в тонкости механизма, мог управлять лодкой, ремонтировать мелкие поломки и проводить техническую профилактику. Цена мотора была вполне приемлема для среднестатистического обывателя, а поиск необходимых деталей для замены не составлял никакого труда.

Механизм работал на топливе самого низкого уровня качества, вплоть до керосина. Винт, входящий в комплектацию аппарата, имел высокий уровень КПД. А сам мотор предназначался для обеспечения тихого хода судна на водоёме.

Недостатки механизма

К недоработкам лодочного мотора Стрела-5 можно отнести значительный вес, но этот недостаток был исправлен в последующих моделях. Кроме того, существовало множество минусов в строении и работе лодочного мотора. Основные из них:

  • проблемы системы зажигания;
  • отсутствие муфты сцепления и холостого хода;
  • неудачное расположение элементов регулировки и управления;
  • высокая степень вибрации и шума;
  • опасность попадания воды в мотор из-за открытого доступа к узлам механизма;
  • контактная система зажигания.

Как видно из сравнения, недостатков у лодочного мотора Стрела -5 было значительно больше, но из-за отсутствия более интересной альтернативы моторы пользовались популярностью много лет. Несмотря на то что моторы были сняты с производства и детали для замены постепенно пропали из продажи, многие умельцы до сих пор находят способы ремонта модели и продолжают ними пользоваться.

Обзор лодочного мотора Стрела

Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям, которые стали использоваться для малогабаритных лодок. Он относительно маломощный, всего 5 л. с., но уже позволял достигать скорости 14–16 км/ч. Массовое производство было запущено в СССР с 1953 года, с этого времени начался большой спрос на двигатель, это продлилось до 1965 года, когда он был снят с производства. Выпуск ремонтных запчастей продолжался ещё до середины 80-х годов. Лодочный мотор «Стрела-5» примечателен тем, что поступил в открытую продажу в народ, все более ранние варианты были в использовании государственными предприятиями.

Общее описание

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности. Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

  • первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
  • нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
  • для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
  • система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
  • на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
  • в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.

Мотор «Стрела» имеет невысокую цену

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Читайте также:  Безинерционная катушка shimano nasci – история развития и современность

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой. Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

Технические характеристики

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см 3 ;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»

  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Отзывы владельцев

Александр:

«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».

Олег:

«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».

Денис:

«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».

Лодочные моторы Стрела – вспомним молодость

Лодочные моторы Стрела — это самые первые маломощные лодочные двигатели, которые начались выпускаться в СССР в серийном масштабе и пользовались огромной популярностью у населения. Выпуск моторов Стрела начался в 1953 году и производился двигатель до 1965 года. Хотя запасные детали выпускались до 80-х годов.

Этот первый отечественный лодочный двигатель серийного производства имел очень простую конструкцию. Разработчики мотора не пытались сделать что-то сверхъестественное, и у двигателя явно не хватало определенных функциональных возможностей. Но скорее всего, была поставлена задача выпустить лодочный мотор недорогой и непривередливый, который бы просто двигал моторную лодку и был достаточно надежным.

Нужно сказать, что производители именно с этой задачей справились, но при этом мотор обладал массой недостатков, которые, впрочем, компенсировались простотой ремонта и нетребовательностью к качеству топлива. Лодочные моторы Стрела могли работать не только на самом низкооктановом бензине, но даже на керосине. Правда, при этом терялась определенная часть мощности.

Описание лодочного мотора Стрела

Мотор Стрела относится к категории двухтактных одноцилиндровых двигателей. Детали, относящиеся к узлам поршней и цилиндров, были взяты с двигателя мотоцикла «Ковровец». Этим самым достигалась высокая степень взаимозаменяемости деталей.

Сам двигатель располагался на дейдвудной трубе в верхней ее части. В нижней части дейдвудной трубы находится редуктор с коническими шестеренками, который превращает вертикальное вращение вала в горизонтальное вращение винта.

Первые модели лодочных моторов Стрела не имели встроенной помпы. Забортная вода подавалась в систему охлаждения двигателя за счет напора воды, который создавался лодочным винтом. В некоторых моделях двигателя была установлена впоследствии помпа, но в серию моторы с помпой так и не пошли.

Топливный бак размещался таким образом, чтобы топливная смесь попадала в двигатель самотеком. Нужно сказать, что это была не самая лучшая конструкция в плане потребления топлива. И мотор не отличался особой экономичностью. Но это с современной точки зрения. В те времена бензин и масло стоили сущие копейки, поэтому на отсутствие экономичности никто не обращал внимания.

Явно страдала и система подвески лодочного мотора. В ней полностью отсутствовали какие-либо элементы амортизации. Двухтактный одноцилиндровый двигатель любой модели всегда выдавал большую вибрацию. Не являлись исключением в этой ситуации и лодочные моторы Стрела. А отсутствие элементов амортизации только усугубляли эту проблему. Мотор крепился к транцу достаточно жестко, и вся вибрация передавалась не только на румпель, но и на весь корпус моторной лодки.

Отсутствие помпы, нагнетающей воду в систему охлаждения двигателя, тоже сказывалось на работе мотора. Двигатель мог перегреваться, так как потока воды явно не хватало для того, чтобы нормально охлаждать двигатель. Кроме этого верхняя часть кожуха мотора Стрела была открытой. Вероятность обжечься об нагретые элементы двигателя была очень велика.

У мотора Стрела не было режима реверса и не было муфты сцепления. Силовые валы соединялись друг с другом напрямую. Разомкнуть силовую связь при запуске двигателя не было возможности. Отсутствие реверса тоже создавало определенные проблемы при выполнении маневров на воде. Но если учитывать, что мотор предназначался для тихоходных лодок, то народ с отсутствием реверса вполне мирился.

Предлагаем читателю отдохнуть от чтения и посмотреть небольшой видеосюжет о работе лодочного мотора Стрела:

Достоинства лодочного мотора Стрела

В этом моторе подкупала простота его конструкции. Не нужно было обладать сверхъестественными знаниями, чтобы отремонтировать этот двигатель или провести профилактические работы.

Мотор Стрела стоил недорого, и запчасти к нему тоже были не дефицитом и стоили вменяемые деньги.

Мотор мог спокойно работать даже на топливе с низкими характеристиками. Если так можно выразиться, лодочные моторы Стрела были всеядными. Они могли определенное время даже потреблять керосин.

У винта, которым комплектовался мотор, был достаточно высокий КПД. Но нужно сказать, что мотор не предназначался для того, чтобы выводить лодки на глиссер. Основная его функция состояла в обеспечении тихого хода лодки в режиме водоизмещения.

Недостатки лодочного мотора Стрела

Мотор имел значительный вес, если его сравнивать с более поздними моделями отечественных лодочных моторов.

Просматривались явные проблемы с системой зажигания, что создавало неудобства при запуске двигателя.

У мотора отсутствовала муфта сцепления, и отсутствовал холостой ход. Органы управления и регулировки располагались не совсем удобно. Кроме этого у мотора была очень высокая вибрация и шумность.

Открытый доступ к узлам мотора постоянно создавал опасность, что двигатель может быть залит встречной волной. Особенно страдала от этого контактная система зажигания. Но в то время еще не было отечественной разработки электронного зажигания. И только впоследствии народные умельцы начали устанавливать на Стрелу электронное зажигание. Но в промышленном исполнении этого не было.

Лодочный мотор Стрела

#51 Next 2011

Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 544 сообщений
    • Из: Нижнекамск

    Вот так же мне 4 года назад на одном рыболовном форуме товарищ, “имеющий отношение к автоспорту” до усёру и с пеной у рта доказывал, что Ветерок-12 УМРЁТ НАПРОЧ при эксплуатации на 92 бензине за 2 часа. Приводил какие-то температуры в камерах сгорания автомобильных гоночных моторов, длительности впрыска и т.п. ересь. При этом даже не знал тип продувки и литровую мощность Ветерка-12.
    Сожрёт “Стрела” ЛЮБОЙ НЫНЕ ДОСТУПНЫЙ бензин и не поперхнётся. Там запас прочности огромный.

    Сообщение отредактировал Next 2011: 03 апреля 2011 – 06:19

    #52 Rex

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 367 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: “Обь” + “П-22”

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал Rex: 03 апреля 2011 – 06:47

    Читайте также:  Морской карась: описание и фото

    #53 Rex

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 367 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: “Обь” + “П-22”

    76-92 и 66-92 несколько есть разница. и сколько лет Вашему В-12 и сколько той Стреле. и в проектных институтах по вашему дураки сидели.

    Кто вам сказал, что Ветерок рассчитан на 76? А Стрела – на 66? Вы слышали что-нибудь о геометрической и действительной степени сжатия 2Т двигателя?

    На картинке – страница из подлинной инструкции к Стреле. Как видите, про октановое число – ни слова.

    #54 Rex

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 367 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: “Обь” + “П-22”

    Прикрепленные изображения

    Сообщение отредактировал Rex: 03 апреля 2011 – 06:53

    #55 Next 2011

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 544 сообщений
    • Из: Нижнекамск

    Сообщение отредактировал Next 2011: 03 апреля 2011 – 07:16

    #56 Rex

    Рулевой 2-го класса

  • Основной экипаж
  • 367 сообщений
    • Из: Самара
    • Судно: “Обь” + “П-22”

    Гост 2084-56.. http://avtouchebnik. st-benzina.html это к вопросу кто сказал что в12 на 76 должен работать..а стрела на 66 т.к. самый распространенный на то время

    Ну и что эта ссылка даёт? вот выдержка оттуда, по поводу ГОСТа

    Качество бензинов, выпускаемых нашей нефтеперерабатывающей промышленностью, должно отвечать требованиям ГОСТ 2084—56. В соответствии с этим ГОСТом выпускают следующие сорта автомо­бильных бензинов: А-66, А-72, А-74, А-76. Буква «А» является обо­значением автомобильного бензина, а стоящее при ней число соответ­ствует октановому числу.
    Бензин А-66, предназначенный для грузовых и легковых автомо­билей старых моделей (ГАЗ-51, ЗИЛ-150, ГАЗ-20 «Победа», «Моск-вич-401» и др.), выпускают двух видов: обыкновенный (А-66) и зо­нальный (АЗ-66).
    Зональный бензин (АЗ-66) отличается лучшей испаряемостью (менее высокими температурами разгонки) и предназначается для автомобильного парка районов Севера и Сибири на период работы с 1 октября по 1 апреля. В этих районах в период с 1 апреля по 1 октября и во всех остальных районах страны во все время года указанные автомобили должны работать на обыкновенном бензине (А-66).
    Бензины А-72 и А-74 предназначаются для автомобилей «Моск­вич-407», ГАЗ-21 «Волга» и других, работающих на бензине с окта­новым числом не менее 70.
    Бензин А-76 выпускают для автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53, а также для автобусов, имеющих двигатели такого же типа.
    Бензины А-83, А-93 и другие, обладающие высокими октановыми числами, предназначены для легковых автомобилей высшего класса

    Тут где-нибудь написано, в этом ГОСТе, что для “Стрелы”-только А66? И никоим образом не А76 ?

    #57 Next 2011

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 544 сообщений
    • Из: Нижнекамск

    Ну и что эта ссылка даёт? вот выдержка оттуда, по поводу ГОСТа
    [color=”#0000FF”]
    Качество бензинов, выпускаемых нашей нефтеперерабатывающей промышленностью, должно отвечать требованиям ГОСТ 2084—56. В соответствии с этим ГОСТом выпускают следующие сорта автомо­бильных бензинов: А-66, А-72, А-74, А-76.

    Тут где-нибудь написано, в этом ГОСТе, что для “Стрелы”-только А66? И никоим образом не А76 ?

    #58 Next 2011

    Рулевой 1-го класса

  • Основной экипаж
  • 544 сообщений
    • Из: Нижнекамск

    Сообщение отредактировал Next 2011: 03 апреля 2011 – 13:15

    Лодочный мотор стрела – герой своего времени

    Пособие для водителей катеров, яхт, лодок, судов, водного транспорта

    29.05.2015 22:21
    дата обновления страницы

    Подвесные лодочные моторы, конструкция, система питанияДата создания сайта:
    1 6 / 04 /20 07

    История изменения сайта

    Читать стати: Триста практических советов по катерам, яхтам, лодкам, водным судам. Найдете все советы, самоделки, доработки, рекомендации.

    Лодочный мотор Стрела

    Ниже даны краткие данные об отечественных подвесных лодочных моторах, выпускаемых в настоящее время (“Москва”, “Стрела”).

    Мотор “Стрела”. Подвесной лодочный мотор “Стрела” (ЗИФ-5М) представляет собой двухтактный одноцилиндровый бензиновый двигатель водяного охлаждения с бездефлекторной продувкой (рис. 77).

    Мотор предназначен для установки на прогулочные шлюпки, рыболовецкие лодки и легкие спортивные лодки, обеспечивая скорость 10-15 км/час в зависимости от веса судна. Мотор может устанавливаться на суда с высотой транца около 380 мм. Мотор снабжен пусковым устройством с самоубирагощимся тросом. Управление мотором производится с помощью одной рукоятки. Дроссельная заслонка карбюратора и рукоятка опережения зажигания магнето сблокированы между собой.

    Маховик мотора закапотирован топливным баком, а двигатель – специальным кожухом обтекаемой формы.

    Зажигание -от маховичного магнето типа MJI-10. Карбюратор – поплавковый, горизонтальный типа К-33, постоянство состава смеси поддерживается способом воздушного торможения истечения топлива.

    Мотор работает на автомобильном бензине с добавкой 4- 6% масла. Объем бензобака (3,7 л) обеспечивает непрерывную работу двигателя на максимальном режиме в течение 70- 80 мин.

    Охлаждение мотора производится забортной водой, нагнетаемой гребным винтом.

    Основные данные мотора

    Тип мотора бензиновый, двухтактный

    Число и расположение цилиндров один, расположен горизонтально

    Диаметр цилиндра, мм 62

    Ход поршня, мм 58

    Рабочий объем цилиндра, см3 175

    Степень сжатия 4,8-5,2

    Мощность максимальная не менее 5 л. с.

    Рис. 77. Подвесной лодочный мотор “Стрела” мощностью 5 л. е.: 1-пусковое устройство (узел); 2-маховик (узел); 3-панель магнето (узел); 4-передний кронштейн; 5-румпель; б-ручка; 7- болт; 8-сальник; 9-болт кронштейна; 10-кронштейн подшипника (узел); 11-крепежный винт (узел); 12 – фиксатор (узел): 1,3 – кронштейн крепления мотора; 14-капот; /5-гайка глухая; 16-стакан вертикально.) передачи; 17-пробка заливная; 18-приводной вал; 19-промежуточный корпус; 20-подводиая часть (узел); 21-трубка подвода воды; 22-выхлопная труба; 23- подшипник латунный; 24-картер (узел); 25-кри-вошнино-шатуннып механизм (узел); 26- патрубок выхлопа; 27-цилиндр с гильзон (узел); 28-прокладка; 29-гильза цилиндра; 30-головка цилиндра (узел); 31-кожух; 32-ложемент; 33-угольник; .М-кронштейн задний; 35-топливный бак; 36-пробка бака; 37-воздушный винт

    Цилиндр двигателя отлит из алюминиевого сплава, в нем запрессована тонкостенная чугунная гильза. Головка цилиндра изготовлена из алюминиевого сплава со стальной футоркой под запальную свечу. Картер – алюминиевый, состоит из двух частей. Поршень выполнен из алюминиевого сплава с тремя поршневыми кольцами. Поршневой палец – плавающего типа. Коленчатый вал – составной, неразборный. Шатун – стальной; в нижней головке – роликовый или игольчатый подшипник, в верхней головке – бронзовая втулка. Коленчатый вал установлен на двух шарикоподшипниках.

    Средства для чистки катеров

    ПЛМ “Стрела” – жизнь взаймы

    Восстановил “Стрелу”

    Мечта иметь первый массовый советский мотор сбылась!

    вот такой он на солнышке:

    Надолго затянувшаяся реставрация завершена. Мотор был полностью разобран. Выкинуты подшипник коленвала вместе с манжетами, поршневые кольца. Мотоголовка оказалась вполне живая. Поршень вообще отлично приработан, на зеркале цилиндра есть царапины, происхождение их мне неясно. Но думаю походит долго. Редуктор там проще швейной машинки ровно в три раза: нет нейтрали, нет сальника вертикального вала (вообще в редукторе один сальник 😊). Зажигание ессно дохлое – пришлось вынести ТЛМ-ку от Ветерка, контакты родные. Искра после этого стала убивать на месте молодого подсвинка – мощнее чем у Ветерка (субъективно). Видимо, на первичку катушки подается довольно большое напряжение с первички магнето. Будет ли пробивать катушку – не знаю (но имхо вряд ли). В ходе ремонта я не ставил цель стопроцентной аутентичности – поэтому и ВВ провод поставил с колпачком, и топливопровод современный. Делал для себя, как вполне рабочий но и при желании выставочный экземпляр 😊. Пришлось изготовить заново: заднюю ручку (она гордо называется ложемент), гайку гребного вала, регулировочные винты и воздушную заслонку карбюратора. Стартер мне подарил друг (в разговоре случайно обмолвился, что у него в деревне на стене сарая висит стартер от ЗИФ-5. После чего был послан разгребать от снега сарай. Такой вот хороший человек). Тросик был оборван подчистую вместе с ручкой – видимо в старину люди были покрепче. Как можно оборвать 3-мм стальной трос – мне непонятно. Заводится мотор отлично, причем штатным стартером. Но грохочет он при работе аццки. Еще минус – усилие для заводки требуется гораздо больше ветерковского. Стартер пожалуй самое слабое место мотора – придуман совершенно бестолково, не как у всех остальных русских моторов – собачки выходят сбоку и вообще весь узел храповика находится внутри маховика. Понятно, почему практически поголовно Стрелы были без стартеров. Больше минусов и слабых мест у мотора по-моему нет – там нечему ломаться: нет помпы, нет нейтрали, нет фиксатора в откинутом положении, а также ограничителей поворота:Абсолютно неубиваемый вертикальный вал из прутка диаметром наверно 14 мм. Довольно толстый гребной вал. Очень низкая форсировка – 5 сил со 175 кубиков. Кстати, наверно единственный русский мотор, где выхлоп отводится через отдельный глушитель, а вода подается отдельной трубкой и выливается из головки цилиндра Для полной историчности не хватает кожухов мотоголовки, на досуге надо будет как-нибудь изобрести. Кстати я не встречал человека, который видел на моторе эти кожуха. Видимо их сразу снимали и выбрасывали – задача у них чисто эстетическая, шум не снизят точно. В общем, теперь к круглой Москве у меня добавилась и Стрелка – стало приятнее заходить в мастерскую Глаз радуется. Еще чего-нибудь доисторическое нарою – обязательно напишу.

    Читайте также:  Тюнинг пвх лодки своими руками

    Теперь им вдвоем с Москвой не скучно:

    Поздравляю! Дальнейших успехов!

    Матёрый человечище! Мои поздравления! Ещё один старичёк спасён от приёмщиков металлолома. По-хорошему завидуем и ждём отчёта по ходовым. Мне вот инересно, на такой формы редуктор траву ведь должно нещадно цеплять. Сползать-то ей некуда, особенно в сравнении с московским редектором.

    Всегда завидовал людям с руками, растущими не из одного с ногами места.))
    Молодец! Поздравляю

    Краска на головке не будет обгорать?

    Красавец, мотор. Ждем дальнейших успехов по восстановлению истории

    Не могу сказать, но изначально цилиндр и головка были крашеные. Краска была очень плохая – на Москве гораздо лучше. Вот трубка глушителя была некрашеная, но так она мне не понравилась – задул и её. Наверно там сгорит сверху (по аналогии с мотоциклами – самое горячее место патрубок из цилиндра до глушителя.) Про ходовые – чего-то не очень хочется, уж больно шумный агрегат Как созрею – отпишусь.
    PS: вот если кто еще чего мамонтообразного пошлет – буду рад применить руки и голову. Хочу восстановить Прибой – очень занятный моторчик, пятерка и два цилиндра. В прошлом году предлагали – не купил чего-то. Наверно зря.

    Чем проще конструкция – тем надёжнее. Стрела действительно не убиваемый мотор с помощью которого наглядно ( как в учебнике по физике за 8 кл.) можно изучать принцип работы 2х тактных двигателей. Самый лучший мотор для глубинки где и кузня не в каждом селе. Я восстановил ради интереса штуки 4- на РОМАНТИКЕ вышел на глиссер с Ветерковским грузовым винтом =25 кмч.По сравнению с современностью-капает бензин при откидывании мотора, шумновато, грязновато, но работает уверенно (ломаться нечему) этим и нравиться. Буду совершенствовать- учитывая опыт поколений.

    А что именно совершенствовать? Кроме зажигания, даже не знаю что и придумать

    Можно сделать клапанный впуск, форсировать, сделать нейтраль и т.д.

    Клапанный впуск не даст прироста мощности более 5-7%. Проверено на мотоциклах. Дело в том, что у “Стрелы” петлевая продувка, в то время как у всех мне известных русских ПЛМ – дефлекторная. Двухтактник с дефлектором не может работать без лепесткового клапана на впуске. Ну короче я ударился в азы моторостроения, думаю вам они прекрасно известны и так. Форсировать можно, то есть перевести на 92-й или хотя бы 80-й. Но что-то у меня рука не поднимается. С нейтралью думаю сложнее – надо дырявить редуктор, как-то приспосабливать муфту включения – с первого взгляда мне идея кажется трудновыполнимой с родным дейдвудом.

    канонир
    Мне вот инересно, на такой формы редуктор траву ведь должно нещадно цеплять. Сползать-то ей некуда, особенно в сравнении с московским редектором.

    Клапанный впуск не даст прироста мощности более 5-7%. Проверено на мотоциклах. Дело в том, что у “Стрелы” петлевая продувка, в то время как у всех мне известных русских ПЛМ – дефлекторная. Двухтактник с дефлектором не может работать без лепесткового клапана на впуске. Ну короче я ударился в азы моторостроения, думаю вам они прекрасно известны и так. Форсировать можно, то есть перевести на 92-й или хотя бы 80-й. Но что-то у меня рука не поднимается. С нейтралью думаю сложнее – надо дырявить редуктор, как-то приспосабливать муфту включения – с первого взгляда мне идея кажется трудновыполнимой с родным дейдвудом.

    Клапана препятствуют обратному выбросу смеси и думаю прирост мощности будет по меньшей мере 10%, увеличить сечение впускных окон, уменьшитьобьём камеры кривошипа в сумме даст ещё 10%, головку подрезать на 1мм под 80 (обьём камеры как у В12) и получиш не 5 ,а 6-7 л.с. (правда в ущерб долговечности. Нейтраль без переделки редуктора -разьёмный храповой мех. в дейдвуде ( для запуска у берега)- на Салюте так делали самодельщики.

    Можно снять и поболе 6-7 сил, и не думаю что сильно в ущерб долговечности. Достигнуть именно уменьшением камеры сгорания – все остальные меры не так заметны. У Восхода-3м снимается 13,7 л.с. с тех же 175 кубиков.
    По нейтрали – не зря умные люди на Стреле ее не сделали. Помпы нет, охлаждения на холостом тоже нет – подогреть движок легко. Вообще Стрелу разрабатывал имхо чисто русский конструктор и рассчитывал на “русское” использование – поэтому и нет нейтрали.

    Посмотрел тут эскизики стрелы – действительно забавный моторчик. Вот на счёт форсировки хотел вставить свои пять копеек. Увеличение степени сжатия (подрезка головки) мощность конечно приподнимет, но во первых сильно возрастёт теплонагруженность головки и поршня при далеко не лучшей системе охлаждения, во вторых возрастёт нагруженность в кривошипно-шатунной группе (а если перестараться с подрезкой или бенз плохой – то в разы, как и тепловая нагруженность, из за детонации, которую на таком моторе не очень и услышишь,) – ну это так, к слову. Не мучте старичка.
    А вообще класс! Я свой первый мопед со свалки собрал, в подвале. Так когда он наконец завёлся и поехал – непередаваемые были ощущения.
    Так что удачных Вам испытаний на воде!

    Да я и не собираюсь мучить, я особо и ходить-то на нем не собираюсь Хотя, найти бы в запас поршень – фиг чего ему сделается (подшипники коленвала 205, шатунный от мотороллера “Муравей”, манжеты к/в тоже есть в продаже, кольца – Юпитер). Дело в том, что степень сжатия рассчитана на 66-й бензин, так что в теории слегка поджать можно, ничего не будет.

    А поршень часом не от старой советской мотопомпы? А то можно поспрошать, у товарища валялась в гараже. “Калибр” вроде похожий. А компрессометром не меряли? Да и стойкость к детонации зависит ведь не только от степени сжатия, но и от рабочей температуры, формы камеры сгорания, конструкции свечи зажигания (причем калильное значение свечи влияет на возможность калильного зажигания, а вот геометрические параметры могут менять степень сжатия, многие этим пренебрегают, при этом счищая 20ти микронный нагар), скорости сжатия смеси (то есть оборотов коленвала), соотношения хода и диаметра поршня, да и дохрена ещё чего.

    Про детонацию полностью согласен – была когда-то тема на Планете-Спорт (от которой мой ник произошел ) по рекомендациям журнала “Мото” дорабатывали голвку цилиндра – именно для снижения детонации. Вешали объемный резонатор-аккумулятор на впускном коллекторе (для снижения эффекта обратного выброса смеси у двухтактника), но субъективно ощутимых результатов не заметил Поджимал головку цилиндра – получался не мотоцикл, а жужжалка: оборотов надо много, а едет плохо У ПС правда мотор и так неплохо форсированный.
    А поршень имеет восходо-юпитерский диаметр – 62 мм. Но расстояние от днища до пальца и длина юбки, которая принципиально важна для двухтактника – совершенно разные Если покажете фотку помпового поршня – однозначно отвечу, от чего он. Но думаю 99% что от восхода.

    Приволжский Совнархоз, надпись на крышке, а вообще Спортист вы молодец, и советы ценные, мнение не слуайное и моторцик удивительной конструкции восстановлен. воопче есть предложение – ежели у кого валяются части, запчасти, старых советских моторов, то передать их на ревизию и реставрацию Спортисту – и моторы оживут и люди на форуме сблизятся. и не нужно жалеть, нужно гордится.

    Если покажете фотку помпового поршня – однозначно отвечу, от чего он.

    а вообще Спортист вы молодец

    ежели у кого валяются части, запчасти, старых советских моторов, то передать их на ревизию и реставрацию Спортисту – и моторы оживут и люди на форуме сблизятся. и не нужно жалеть, нужно гордится.

    Присоединяюсь к просьбе “Стрела” приехала из Питера через столицу. На Волге найти не удалось. У кого есть “Прибой” – не мучайте его пожалуйста, перекиньте мне – обещаю, ему у меня будет хорошо – тепло и уютно А то уже по ночам снится. жена ведь не поймет

    Видел Вы на мотолодке интересуетесь совместить мотоголовку импортную и ногу от ветра

    Весь этот интерес исключительно от моего жлобства – ну не могу я заставить себя отдать 46 000 руб за Тохацу-5. Деньги есть, но с жабой мне не справиться однозначно. Да и вообще – с новым мотором какой интерес? Ни поковыряться, ни поэкспериментировать. Насчет “вы” см. п.1

    себя отдать 46 000 руб за Тохацу-5.

    Ссылка на основную публикацию