/>

Корабль, что велик на реке, мал на море, лодки риб

Классификация лодок по типу днища

Так сложилось исторически, что водный вид транспорта человек стал использовать самым первым. Несмотря на давность лет, способ передвижения по воде не утратил своей актуальности и поныне. Для наибольшего комфорта люди всегда стремились усовершенствовать лодки, которые использовали для перевозки грузов, рыбной ловли и водных прогулок.

Так, не имея академических знаний в сфере гидродинамики, старые корабелы интуитивно, опираясь на собственные наблюдения и опыт, отметили лучшие мореходные качества у лодок с заостренной носовой частью. Такие лодки более маневренны и послушны в управлении. А высокую мощную мачту хорошо уравновешивает низкий центр тяжести. Так она устойчиво и надежно держится на поверхности воды в любую погоду.

В результате многолетних поисков оптимальных форм и материалов на сегодняшний день существует несколько характерных отличий в конструкции различных лодок и катеров.

Лодки с плоским днищем

Главным достоинством плоскодонных лодок является их высокая устойчивость на тихой воде. Эта лодка прекрасно подойдет для тихой рыбалки на отмели, где судно с небольшой осадкой – вынужденная мера. К сожалению, на неспокойной воде или на большой скорости плоское днище делает лодку плохо управляемой. По этой причине установка мощного двигателя на подобную лодку нецелесообразна. Кроме того, такое днище принимает на себя мощнейшие гидроудары. Что делает пребывание на борту некомфортным и небезопасным.

Лодки глиссирующего и водоизмещающего типа

Лодки водоизмещающего типа не так давно очень широко использовались на реках нашей родины. Но с каждым годом их всё настойчивей вытесняют глиссирующие суда. Глиссирующие и водоизмещающие лодки имеют очень сходные качества, когда просто стоят на воде. Но во время движения этих судов, можно выделить принципиальные различия.

Так, глиссирующее судно, передвигаясь на высокой скорости, под воздействием выталкивающей силы поднимается и скользит над водой. Но для этого оно должно быть дополнено мощным мотором, который позволит лодке развить скорость. Безусловно, глиссирующая лодка – это быстрое, но неэкономичное судно, скорость которого также очень зависит от веса перевозимых грузов и количества пассажиров. Также стоит учесть, что относительно плоский корпус такой лодки плохо переносит встречу даже с небольшой волной. Подобные удары сказываются на мореходных качествах лодки.

Корпус водоизмещающей лодки и при скоростном движении всегда остается в воде, крейсируя по ее поверхности. Для таких лодок вполне достаточно крыльчатого пропеллера с малым шаговым отношением, приводимого в движение забортным приводом или транцевым мотором. Лодки водоизмещающего типа значительно уступают в скорости глиссирующим судам, но демонстрируют лучшие мореходные качества. Кроме того, являются более комфортными для пассажиров и не столь чувствительны к перегрузам.

Лодки с V-образным днищем и с закругленными обводами

Даже небольшое закругление обводов делает лодки более маневренными и комфортабельными, чем судна с плоским днищем. Также лодки с подобным корпусом более комфортны для водных прогулок.

Пожалуй, самый популярный в мире тип днища – V-образный. Такой успех подобных корпусов лодок объясняется тем, что они характеризуются высокими мореходными качествами. Из недостатков стоит отметить плохую остойчивость такого судна во время стоянки. Справедливости ради стоит заметить, что этот недостаток исчезает, как только лодка начинает движение.

Они хорошо показывают себя на неспокойной воде. Такие лодки комфортны и надежны даже при значительном волнении моря. Все потому что повышенная килеватость судна делает удары об воду мало ощутимыми, и обеспечивает хорошую устойчивость лодки даже при высокой скорости. Кстати, говоря о высокой скорости, нужно отметить конструктивные доработки днища. Так, многие производители оснащают донную часть лодки, так называемой, подушкой. Эта плоская поверхность увеличивает глиссирующие возможности судна, и как следствие, повышает его скорость.

Лодки с тримаранным типом днища и с туннельным винтом

Одной из модификаций лодки с V-образным днищем является судно с тримаранным типом днища. За рубежом эти лодки известны, как «кафедралы». Этим оригинальным прозвищем тримаран обязан особенностям конструкции днища, которое можно сравнить с высокими сводами готического храма. Привычное V-образное днище было дополнено двумя спонсонами по бокам. Такие конструктивные изменения были призваны нивелировать пусть и немногочисленные, но недостатки своей предшественницы, а именно увеличить остойчивость судна во время стоянки. Кроме этого, накреняясь, тримаран глиссирует на спонсоне. Также конструктивные особенности значительно расширили возможности относительно внутреннего расположения, что позволяет трехкилевым лодкам превосходить судна с V-образным днищем по скорости.

К удачным конструктивным доработкам также можно отнести лодки, днища которых оснащены туннельным винтом. Эта небольшая уловка позволяет уменьшить осадку судна и обеспечивает защиту лопастей мотора от контакта с дном водоема. Таким образом, можно смело передвигаться по незнакомым рекам и мелководью. Также подобные лодки могут передвигаться по заводям с густыми водорослями, без риска намотать зелень на винт.

Кроме защиты от механических повреждений, благодаря туннелю улавливаются воздушные потоки. Это помогает уменьшить сопротивление, вызванное трением днища о поверхность воды. А заостренные углы внешних обводов по внутренней кромке позволяют улучшить ходовые качества судна на высоких скоростях. Эта конструктивная особенность позволяет лодке легко переходить на гидропланирование, из-за этого многие гоночные модели имеют в своей конструкции туннельный винт.

Понтонные лодки

Лодки этого типа невероятно популярны в качестве прогулочных судов в Канаде и США. Велик спрос на них и у российских любителей водных прогулок. Например, понтонные лодки часто можно встретить в Краснодарском крае. Популярность понтонных лодок неудивительна, так как они бывают различных размеров. Небольшие лодки оценят рыболовы. А крупные экземпляры хороши для больших компаний, ведь такие лодки способны принять на борт до 16 человек. На просторной палубе можно разместить удобные кресла и стол. А лёгкий тент сможет защитить пассажиров от дождя. Одним словом, отличное решение для организации отдыха на воде.

Подобные лодки представляют собой плоскую, слегка приподнятую палубу, которая крепится на двух алюминиевых поплавках – понтонах. Встречаются модели, понтоны в которых выполнены из прочного пластика.

Кажется, в этой нехитрой конструкции учтены все недостатки самых распространенных моделей. Например, эти лодки весьма устойчивы и маневренны. Также благодаря тому, что палуба расположена над поплавками, во время водной прогулки пассажирам не будут докучать брызги. Еще одним приятным дополнением к репутации подобных плавсредств является их относительно невысокая цена.

К сожалению, универсальных решений не существует. Каждая из описанных лодок имеет длинный список преимуществ и несколько досадных недостатков. Потому, прежде чем сделать выбор в пользу какой-либо модели, нужно определиться, для каких целей нужна лодка, и в каких условиях она будет использоваться.

Инженерные лаборатории всего мира постоянно работают над совершенствованием конструкции днищ лодок. Результаты их работы позволяют подобрать оптимальное судно под конкретные потребности. Правильный выбор гарантирует огромное удовольствие и несомненную пользу от эксплуатации лодки.

Из реки в море. Хроника одного путешествия

Крылья для бизнеса

Полетели? Все о вертолетах на суперяхтах

Яхтинг на российских ВВП оброс множеством мифов, легенд и страшилок. Но если знать ситуацию в деталях, такое путешествие обернется приятным приключением.

Минувшим летом мне довелось перегонять катер Velvette 41 Evolution по маршруту Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Азов — Сочи. Неблизкий путь (более 2600 км) был пройден успешно и даже весело. Расскажу в формате дневника о нашем путешествии и позволю себе некоторые рекомендации тем, кто захочет повторить наш поход.

Казань — Самара — Саратов — Волгоград

В четыре утра вышли из Казани. Ясно, слабый ветер; скорость 40 км/ч, все системы работают в штатном режиме. К одиннадцати прошли Ульяновский мост, за ним — Тольяттинские шлюзы № 21 и 24. Начав шлюзование в 14.47, спустя час прошли их оба, а к 18.00 уже в Самаре ошвартовались в яхт-клубе на Красной Глинке (денег за стоянку с нас не взяли). Заправились топливом, поужинали в кафе и заночевали на борту.

Назавтра пришел циклон с севера: мелкий дождь, пасмурно и холодно, — так что пришлось включить отопитель. Малым ходом двинулись вдоль Самары, разглядывая береговую линию… В 14.00 зашли в шлюз № 25 Балаково. На всё про всё — полчаса, и к 19.00 приходим в яхт-клуб «Эдельвейс» — в протоке напротив Саратова, со стороны города Энгельса (стоянка — 1500 руб.).

Протяженность маршрута:
2627 км

Продолжительность:
8 суток

Наработка двигателей:
100 моточасов

Расход топлива на маршруте:
3654 л

Расходы на маршруте:
200 000 руб.

Заправки

Заправлялись мы на каждой стоянке, при этом бегать с канистрами не пришлось ни разу. Но обязательно берите с собой наличные! На всех речных заправках до Большого Утриша оплату принимают только ими или переводом на карту физлица. Официально этих заправок нет, но по факту заправляются все. Если объем нужен большой, лучше заранее позвонить, чтобы топливо не закончилось перед вашим приходом. Плюс в каждом яхт-клубе есть человек, связавшись с которым, можно организовать заправку. В Ростове-на-Дону нам помогал местный лодочный «решала» Алексей: в центр города к причалу подъехал микроавтобус с емкостью солярки…

Везде используются шланги со счетчиками, а стоимость дизтоплива примерно одинаковая: 49−50 руб./л. В Большом Утрише цены самые низкие (44,35 руб./л), но за бункеровку взимают сбор 1000 руб. В общем и целом всё на уровне, и на качество топлива пожаловаться не могу.

Стартовали утром в 05.50 малым ходом в сторону Волгограда. На следующем шлюзе в Волжском полтора часа ждали очереди. Шлюз сдвоенный: две камеры одна за другой.

Следующее место стоянки (1000 руб.) и бункеровки — волгоградский яхт-клуб «Флагман». Сходили на экскурсию к руинам паровой мельницы Гергардта, а на ужин отправились в грузинский ресторан на набережной.

Переход был спланирован так, чтобы днем покрывать максимальное расстояние: за все всемя была только одна ночная вахта — на отрезке Азов — Большой Утриш

Старший помощник Дмитрий Балашов несет вахту при прохождении Азовского моря

Трафик судов на Волге был не напряженный: зачастую мы шли по реке в гордом одиночестве

«Кировск» и «Богатырь» — наши соседи по шлюзам Волго-Дона

По правилам прохождения шлюзов матрос, работающий со швартовами на палубе, должен быть в спасательном жилете

Шлюзы

Прохождение шлюзов — самый интересный момент путешествия. В узкой камере с высокими бетонными стенами подходить и швартоваться к рыму надо на малом ходу. Шлюзы рассчитаны на грузовые и пассажирские суда, расстояние между рымами 30 м, поэтому яхту приходится швартовать к одной точке. Мы заводили центральный швартов и шпринг. Когда уровень воды в камере шлюза начинает падать и вместе с ним опускается рым, нужно следить, чтобы его не закусило, а яхта не повисла на швартовах. Я постоянно подрабатывал двигателями на задний ход (штурвал к стенке), чтобы прижимать корму. За безопасность кормы отвечал матрос, второй следил за рымом и за носом, положение которого я регулировал подрулькой.

Волго-Донской канал

Идем по направлению к Волго-Донскому судоходному каналу (ВДК). У первого шлюза оказываемся в 06.30, но диспетчер опять требует ждать. Пока ждем, подходит катер ГИМС. Проверив документы и сообщив, что сегодня «день ГИМС», инспекторы пожелали нам счастливого пути и умчались восвояси. Шесть с половиной часов ожидания — и вместе с сухогрузом «Кировск» и буксиром «Богатырь» мы заходим в шлюз, где швартуемся правым бортом к предпоследнему рыму…

И вот, когда мы прошли уже шесть шлюзов, в 22.00 очередной диспетчер отправляет нас на рейд: по правилам ВДК маломерные суда могут проходить шлюзы только в светлое время суток. Ну что ж, между шлюзами № 6 и 7 есть якорная стоянка. Ночуем на якоре: погода отличная, тепло, искупались…

Навигация на маршруте

На ВВП, помимо обстановки, обозначающей судовой ход, мы использовали картплоттер и эхолот Raymarine Axiom. Еще при выходе в Азово-Донской судоходный канал выяснилось, что в картплоттер были загружены только карты Navionix «Европейская часть России», куда не входят Азовское и Черное моря. Впереди мелкое Азовское море, а мы без карт! Тут пригодилось приложение iSailor для iPhone: по смартфону на приборной панели мы и прошли оба моря. Так что вполне могу рекомендовать iSailor для навигации (но карты платные).

В десять утра получили разрешение от диспетчера шлюза № 7… Собственно, весь день ушел на шлюзование. К ночи погода резко ухудшилась: дождь, гроза, сильный ветер с севера… Приняли от диспетчера шлюза № 13 информацию о неблагоприятном прогнозе и встали к причальной стенке поселка Ильевка. Пока швартовались, промокли до нитки. В такие моменты становится понятно, зачем на борту отопитель даже летом: сушить одежду. Обвесили наш Evolution 41 дополнительными кранцами: ветер навальный, волна прибивает к причалу…

Рано утром, пройдя 13-й шлюз, следуем в Цимлянское водохранилище. Его мы пролетели за три часа и вышли в Дон. А оттуда, пройдя три гидроузла (Николаевский, Кочетовский и Константиновский), пришли в Ростов-на-Дону. Ошвартовались в центре города у причала рядом с ресторанами. Но в них мы не пошли: заказали в близлежащем заведении ужин прямо на яхту: все удовольствие — 1800 руб.

Шлюзоваться без «соседей» проще: когда я увидел, куда мне надо втиснуться в первом шлюзе Волго-Дона, то вспотел и залпом выпил полтора литра святой воды, оставленной отцом Петром нам на дорогу. Справа — ободранная бетонная стена, впереди сухогруз, груженный металлоломом, слева — буксир «Богатырь». Роль кранцев у них выполняли тракторные покрышки на ржавых цепях. Коридор узкий, места для маневра нет, и с первого раза надо прицелиться и зацепиться за рым. А я — на новой белой яхте, подписавший договор о полной материальной ответственности за вверенное мне имущество…

Читайте также:  Рыба-игла: описание и фото
Velvette 41 Evolution

Как «пилот-испытатель» Velvette 41 Evolution в этом переходе отмечу плюсы и минусы яхты. У нее хорошие ходовые характеристики: на волне не прыгает, управляется легко, инерцию гасит быстро, разворачивается на 360° на месте, а на глиссирование выскакивает как пуля. И главное — простая швартовка (особенно с подрулькой).

Запас хода весьма приличный. При двух дизельных Volvo Penta D6‑300 л. с. и объеме топливного бака 920 л можно смело рассчитывать на 600 км хода (если «лететь» под 60 км/ч). На всякий случай у нас был запас 120 л в канистрах, но перед заправкой в баке всегда оставалось около 200 л.

Комфорт и эргономика на борту — пять с плюсом: каюты просторные, нигде нет острых углов, много рундуков, обогрев Webasto спроектирован хорошо (яхта быстро прогревается). Кормовая платформа широкая: удобно прыгать в воду, загорать и швартоваться. Когда вылезаешь из воды по трапу, не касаешься колонок и винтов.

Потенциал для улучшений, конечно, есть. Хорошо бы установить два стеклоочистителя (пригодятся во время дождя и на встречной волне), буртик столешницы камбузного блока, чтобы не улетали тарелки… Стоит подумать, куда поставить дополнительный танк пресной воды: для непродолжительного путешествия по реке 190 л — не проблема, а для такого перехода, как наш, маловато…

В морях

Рано утром вышли из Ростова-на Дону и в 10.30 уже были в пригороде Азова, где встали лагом к рейдовому катеру в яхт-клубе «Тихий Дон». Для выхода в Азовское море нужно получить разрешение у пограничников в Азове. Если не знаете список нужных документов, вам его продиктуют по телефону. Человек в форме предупредил, чтобы мы не пугались, если в море к нам подойдет катер береговой охраны для проверки соответствия заявленных данных фактическим. И все это с улыбкой на лице.

В час дня мы получили разрешение на выход, а к двум уже добрались до открытой части Азовского моря. Здесь обязательно нужно иметь морскую радиостанцию и все время нести вахту на 16-м канале. К 20.00 подошли к Керченскому проливу, получили добро на движение от пограничных служб и трафик-контроля Керчи и, следуя указаниям, прошли под Крымским мостом. Красивый! У него всего один судоходный пролет, опоры защищены палами — своего рода бамперами.

Рекомендации тем, кто захочет повторить маршрут

• Следуйте рекомендованным судовым ходом; за его пределами можно наткнуться на рыбацкие сети, обозначенные лишь пластиковыми бутылками.

• Берите больше кранцев: бетонные стены шлюзов не пощадят глянцевые борта вашей яхты.

• Речная радиостанция обязательна для общения с диспетчерами шлюзов и другими судами, а если вы пойдете в море, то нужна еще и морская — для общения с пограничниками и портовыми службами.

• Азовское и Черное моря — приграничные акватории. Без AIS можно идти только в светлое время суток: ночью придется становиться на рейд. После установки AIS не забудьте зарегистрировать устройство в Радиочастотном центре в Москве и получить документ с присвоением кода MMSI.

После моста мы перешли под контроль службы «Кавказ-трафик», которая довела нас до мыса Такиль, откуда мы повернули на юго-восток, в сторону Большого Утриша. Несколько раз за ночь общались с пограничниками. Приняли от них сообщение об ухудшении погоды под Новороссийском и рекомендацию идти ближе к берегу. Один раз передали наши координаты.

В пять утра зашли в Большой Утриш для бункеровки. Вход в бухту неудобный, и заходить можно только в светлое время суток. Плюс регулярно прилетают резкие порывы ветра. Спустя полчаса вышли в направлении Сочи. Прошли по особой зоне, не доходя порта Новороссийск. В Цемесской бухте нас немного поболтало, но после Геленджика погода заметно улучшилась. В Дивноморском искупались в бирюзовой воде. По рации нас вызвали пограничники, спросили, все ли на борту хорошо и почему остановились? Купаемся, отвечаю. Нам пожелали счастливого пути, и вечером того же дня мы уже были в Сочи.

В целом поход из Казани в Сочи оставил приятные воспоминания. Пейзажи — один лучше другого, люди — добрые и отзывчивые: всё понимают, отвечают, никто не хамит. На шлюзе № 15 диспетчер продала нам ведро черешни за смешные деньги, на буксире «Богатырь» выручили питьевой водой (еще и вино предлагали). В яхт-клубах нам помогали информационно, а в прибрежных ресторанах всегда были рады морякам-речникам. И все интересовались, что у нас за яхта такая. А я с гордостью отвечал: «Это Россия, наше производство».

Про РИБ и не только.

В теплых, и не очень, водах Европы последние 10-15 лет набирают популярность надувные лодки с жестким днищем, т.н. РИБы (RIB – rigid inflatable boat). Некоторые регионы, например центральное Средиземноморье, уже воспринимают РИБы, как стандарт для прогулочных лодок бюджетного класса длиной до 35 футов, а на региональных морских выставках (например в Генуе) “обычные” прогулочные моторки с жестким бортом аналогичной длины уже в меньшинстве. РИБы появились много лет назад в Англии, как патрульно-спасательные катера повышенной мореходности, а сейчас заняли практически во все возможные ниши маломерного судостроения от тендеров ( по нашему “тузиков”) солидных яхт, до шикарных экспресс-круизеров длиной до 60-ти (!) футов. Можно по-разному воспринимать этот симбиоз “надувнушки” и катера. Для кого-то РИБ по-прежнему “надувнушка”, на которой очень “не солидно” подкатить к ресторану, для кого-то это просто лодка с “длинным кранцем”, а для некоторых РИБ это уже безальтернативное плавсредство, и таких, как мы уже говорили, в последнее время становится все больше. Пришла пора задать риторический вопрос – ” каковы же причины растущей популярности РИБов?,” Сейчас я попытаюсь проанализировать “явление РИБ” на различных примерах и дать вразумительный ответ.

Давайте сразу оговоримся – далее мы будем рассматривать только “правильные” РИБы, т. е. лодки, специально и со знанием дела спроектированные под комбинацию – жесткое днище/баллон, а не паллиативы, появляющиеся из-за того, что кто-либо предприимчивый, решая вскочить на “модный поезд”, приделал “длинный кранец” к лежавшему во дворе корпусу. У настоящих РИБов баллон, т.е. надувной борт, кроме функции обеспечения повышенной плавучести – есть продолжение корпуса, его мягкая скула, работающая в определенных режимах и демпфирующая удары волн.

Итак, различие первое:

– РИБ, благодаря баллону, как и любая “надувнушка”, обладает очень высокой плавучестью, что обеспечивает его практическую непотопляемость даже при сдутии части секций баллона. Например, для 25 футового (7,5 м) РИБа этот запас равен примерно 3-м тоннам.

Различие второе:

– РИБ, благодаря тому, что роль борта выполняет баллон, имеет меньший вес, а высокую жесткость конструкции обеспечивает замкнутая капсула “корпус/палуба”.

Различие третье:

– в РИБе, как правило, больше свободных объемных отсеков в корпусе, т.к. отпадает надобность в дополнительных отсеках плавучести.

Различие четвертое:

– РИБ, благодаря бортовым баллонам и низкому центру тяжести, имеет очень высокую поперечную остойчивость, резко возрастающую при крене. Благодаря этому качеству РИБ является, на сегодняшний день, практически безальтернативным спасательным судном.

Различие пятое:

– РИБ, как мы уже говорили, благодаря мягкой скуле корпуса, легче идет, с меньшими вертикальными ускорениями на развитом волнении, т.е. является более мореходным судном, чем лодки аналогичной длины.

Различие шестое, пожалуй самое значительное:

– РИБ, благодаря простоте конструкции, дешевле катера с жестким бортом, аналогичного размера.

Итак, что мы имеем в “сухом остатке”? РИБ, по сравнению с обычной моторной лодкой одинаковой длины, имеет меньший вес, более безопасен, мореходен и меньше стоит денег. Как это сказывается на потребителе – рассмотрим на численных примерах. Для сравнения возьмем среднестатистический РИБ, длиной 7.5 метров из серии RX и сравним его с далеко не самыми последними в своей иерархии лодками аналогичной компоновки и длины, такими как REGAL 2400 и S-24 HydroLift. Для “ужесточения” сравнения добавлю, что обе престижные марки имеют современные V – образные корпуса с двухступенчатой декомпрессией и, как следствие, повышенной по сравнению со своими собратьями скоростью хода и меньшим расходом топлива. Сравним их по следующим показателям – Вес, скорость, потребление топлива на крейсерском ходу, мощность двигателей и запасу хода. Причем следует отметить, что если для REGAL 2400 крейсерских ход составляет 29,3 узла (полка графика потребления), то для S-24 и РИБ RX это величина равна 36 узлам.

Данные производителей и BoatTest.com приведены в таблице 1.

МодельСухой вес, кгМощность, л. с.Макс. скорость, в узлахПотребление, кр.ход, л/часРасход, L/nmЗапас хода, мор. мили
S-2413503205840,51.17223
Regal 2400186032045421.38152
RX-75096028055280.78630

Прокомментировать эти данные можно следующим образом – на РИБе вы можете “уехать” дальше, быстрее и за меньшие деньги. Еще один параметр, про который я говорил, но не смог получить числовых данных от Regal и HydroLift – это мореходность. Зато я имею эту цифру по RX-750. Так вот она равна 40 узлам на волнении 3 балла. Такую мореходность имеет другая, известная своими легендарными ходовыми качествами лодка с жестким бортом Boston Whaler 270. При этом BW 270 длиннее почти на метр, имеет сухой вес более 2 тонн и моторы в 450 л.с. Для пущей убедительности приведу сравнение с аналогичным BW 270 по длине РИБом так же из полюбившейся мне серии RX (таблица 2):

МодельСухой вес, кгМощность, л. с.Макс. скорость, в узлахПотребление, кр. ход, л/часРасход, L/nmЗапас хода, мор. мили
BW 2702200450 бензин48,764,32.16314
Regal 24001860400 дизель48,5511.32700

При этом мореходность RX-850 (приемлемый для длительной работы экипажа ход на определенном волнении) составляет те же 40 узлов, но уже на волнении в 4 балла, и поверьте, для специально “заточенных” на мореходность РИБов, например фирмы Capelli, это весьма средняя величина. Из приведенных данных видно, что РИБ по своим характеристикам идет как бы на ступеньку (скажем в метр длины корпуса) впереди традиционных лодок. Но это еще не все про РИБ. Стоит поговорить об одном, особенно важном при различных нештатных и аварийных ситуациях качестве РИБов, таком как маневренность. Благодаря большой поперечной остойчивости радиус циркуляции РИБа очень мал даже на высокой скорости и практически зависит только от способности пилота выдерживать перегрузку. Другое достижение современной техники маневренности внедренное на РИБ – это асинхронное управление векторами движителей (угловых колонок), позволяющих РИБу двигаться лагом с относительно высокой скоростью, что крайне необходимо при спасательных и других операциях, когда нужно компенсировать силы ветра, течения и т.д. удаляющие лодку от цели, к которой наиболее безопасно для судна и людей подходить лагом. Система управления аналогична системе швартовки применяемой в IPS фирмы Volvo-Penta но применение её на РИБе, благодаря малой осадке и высокой энерговооруженности последнего, дало ожидаемый эффект. Как это работает изображено на схеме. Колонки имеют независимые привода по вектору тяги и управляются обычным джойстиком через специальные “мозги” системы управления моторов. При отклонении джойстика в сторону нужного движения, колонки автоматически устанавливаются под углом друг к другу и включаются “враздрай”. Таким образом суммарный вектор тяги, с учетом компенсации влияния корпуса РИБа, направляется точно по направлению отклонению джойстика. Скорость бокового движения достаточна для компенсации “вредных сил”, удаляющих лодку от цели. Система, кстати, применена на РИБе впервые в мире в России, в Санкт-Петербурге фирмами Volvo-Penta и КОМПАН МАРИН на патрульном РИБе серии RX-870НТ. Обычная система швартовки от IPS позволяет РИБу двигаться вперед со скоростью до 10-ти узлов, а в бок до 4.5 узлов, что пока не достижимо нигде при использовании других подруливающих устройств.

Я думаю, что теперь видно, почему рачительные европейцы делают свой выбор в пользу РИБов. Экстремальные ощущения за невысокую начальную цену, низкая стоимость содержания и эксплуатации реально голосуют за РИБ при выборе лодки для прогулок. Что касается профессоналов, где начальная стоимость лодки не имеет решающего значения, то в игру за выбор типа лодки вступают другие факторы, такие как безопасность, мореходность, непотопляемость, скорость и, опять же, невысокая стоимость эксплуатации. Пока, по проникновению РИБов на рынок, несколько отстают США, где в основном РИБы используют профессионалы, в первую очередь ВМС и Береговая Охрана. Начинают получать распространение РИБы и как тендеры для мегаяхт. Однако, на мой взгляд, здесь большую роль играет некая консервативность мышления потребителей, чем новые качества лодок. Пока рынок растет только за счет продаж небольших РИБов длиной до 16 – 18 футов, а в Европе эту нишу уже прочно захватили лодки РИБ из Китая. Российский потребительский рынок РИБов до сих пор микроскопический, потому как “на надувнухе не престижно”. РИБы, в основном используют профессионалы да рыбаки, но уже есть сигналы о появлении и у нас китайских лодок за очень умеренную цену, а как известно, если вам нужно пару раз в году выкатить друзей на пикник, то цена бьет все.

Шитик – гребное малое судно класса река-море

1) Существующая этимология

Значение: нар.-разг. плоскодонная лодка, плоскодонное речное судно. Этимология – нет.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера/Шитик

I “морское парусное судно с обшивкой, мелкое речное судно”, арханг. (Подв.), поволжск. (Даль), сиб. (Даль), “два связанных друг с другом корыта, заменяющих лодку”, сарапульск. (ЖСт., 1901, вып. 1, стр. 95). Объясняется как “лодка с нашвами, нашитыми бортами” (Даль 4, 1441); ср. вариант шить – то же, сарапульск.; несомненно, от шить, шью.

в) Словарь церковно-славянского и русского языка, 1847 г.

В Камчатке: плоскодонное водоходное судно с палубой. 2. Стар. Водоходное судно, по обвязке обшитое тонкими досками с внешней и внутренней стороны. «Учнуть продавать дощаники или шитики». Акты истор. V, с. 207. (Воеводский наказ, о должности Якутского таможенного и заставного головы, 1685 г.).

2) Древнерусское судостроение, килевые и плоскодонные лодки-судна

а) В килевых лодках на нижнюю балку (киль) крепятся все элементы судна, она проходит посередине днища от носа до кормы и обеспечивает прочность корпуса. Килевое судно быстрее и устойчиво на волне, киль не даёт судну дрейфовать (отклонение судна под влиянием ветра или течения), используются на водоёмах глубиной более 2-3 метров (крупные реки, озёра, море). Плоскодонные – суда с плоским днищем, применяются на малых и средних реках (глубина 2-3 м.) со спокойным течением и озёрах, не устойчивы на волне.

В древнерусском судостроении X-XVвв. не было стандартизированных типов кораблей и лодок, каждый мастер работал индивидуально, «подгонял» судно под требования заказчика для применения в определенной сфере хозяйственной деятельности (перевозка груза и людей, военная или промысловая деятельность). Построенное судно также подвергали модернизации в связи с возникшими потребностями, например, речную вёсельную лодку «шитик» переоборудовали в малый парусно-гребной корабль типа река-море, которое также называли «шитик».
Распространена была универсальная конструкция – килевые лодки класса река-море с малой осадкой (0,5-1,5 м), при наращивании бортов лодка превращалась в малый морской корабль, соответственно увеличилась грузоподъёмность и осадка (до 2,5 м). Размеры судов существенно отличались, под термином «ладья» мы встречаем судно промыслового типа с экипажем в 5-6 человек и военные ладьи, которые вмещали до 40 воинов, с 1151 г. в письменных источниках зафиксирована палуба. В XVIII веке по берегам Белого моря насчитывалось 48 центров судостроения, ежегодно строилось и продавалось 20-30 различных судов.

3) Общие сведения о шитых лодках-кораблях

а) Суда севера России; http://shiphistory.ru/severr.htm

Шитик – парусно-гребное судно новгородцев. Использовалось в XI-XV вв. Имело длину 12-15 м., ширину 3-4 м., грузоподъемность 15-24 т. Шитик имел одну мачту с прямым парусом, весла и навесной руль. Доски обшивки судна крепили к набору и сшивали друг с другом жгутами из мочала или вицей. Парус и оснастку выделывали из шкур. В средней части судна располагался навес для защиты груза от дождя, в корме – кубрик для команды. В XIII веке шитик был наиболее распространен как транспортное судно поморов.
* По данным XIX века, судно «шитик» имело следующие характеристики: длина 9-15 м., ширина 3, 4 м., осадка 0,6-1,2 м., грузоподъёмность 24 т.

б) Альманах «Соловецкое море». № 3. 2004 г. Михаил Наймарк. Несколько проектов по реконструкции традиционных шитых судов Русского Севера (статья сокращена)
(Рекомендую интересующимся читателям работу прочитать полностью, автору – благодарность, за качественно выполненное историческое исследование.)
http://solovki.info/?action=archive&id=205

«Современный человек имеет весьма поверхностное представление о том, как выглядели суда в прошлом (даже и не столь отдаленном), как реально ощущал себя мореплаватель на борту, и каково приходилось строившим эти суда мастерам, не имевшим в распоряжении не только привычных сегодня инструментов, но даже готовых досок и гвоздей. …Так, среди прочего, имеются документальные сведения о том, что практически все, даже крупные морские суда новгородцев, северных поморов, саамов, карелов и других народов на протяжении многих веков не имели металлического крепежа — никаких гвоздей, заклепок, скреп и тому подобного не использовалось.
Преобладающая технология скрепления досок обшивки между собой напоминала сшивание ткани ниткой — причем в качестве «нитки» чаще всего использовалась так называемая вица — либо длинный гибкий корень, либо побег некоторых пород дерева, завитый особым образом для придания ему гибкости. …
Эта технология в судостроении столетиями сосуществовала и успешно конкурировала с более дорогостоящими и современными методами, гвоздями и заклепками, во многих районах Севера России (Карелия, Архангельская и Мурманская области), и в Финляндии шитые лодки встречались еще 70 лет назад. Железный крепеж имели в первую очередь крупные суда, принадлежавшие богатым владельцам, а также суда военные; бедный крестьянин или рыбак не мог себе этого позволить. В «медвежьих углах» Севера России гвозди часто становились дефицитом даже в ХХ в. при советской власти. …

В период своего расцвета в XVI–XVII вв. технология шитья в судостроении применялась во впечатляющих масштабах: так строился весь флот северных поморов, шитые кочи достигали 100 т водоизмещения и регулярно ходили из Колы (близ современного Мурманска) до Шпицбергена, который тогда имел русское название Грумант. В XVII в. кочами обслуживался важный торговый путь — «мангазейский ход» — из Архангельска и Холмогор в город-колонию Мангазея, основанную поморскими купцами в Обской губе вблизи устья реки Таз. …
Кроме кочей, у поморов были разнообразные суда меньших размеров — шняки, карбаса, раньшины, кочмары, шитики, соймы и др. …».

* О реконструированной сшивной шняки: «На веслах судно идет легко, даже один гребец без проблем может выгрести против умеренного ветра; с полной командой из четырех гребцов скорость достигнет 5–6 км/ч. Под парусом, судя по всему, шняка может развивать до 10–15 км/ч,…».
* «К примеру, в сталинские времена считалось самым обычным делом, если две женщины на водлозерке (сшитая лодка) за день пройдут на веслах 40 км, несмотря на встречный ветер, чтобы завезти товар в райповский магазин или доставить почту. Таких примеров множество».

4) Применение термина в русском языке

а) Национальный корпус русского языка

В литературе Национального корпуса (1800-2015) термин шитик фиксируется с 1836 года, пик применения 1930, что понятно, освоение Севера, Сибири и Дальнего Востока в советское время, происходило в основном в бассейнах сибирских рек.

* Ф. П. Врангель. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю (1841): «В 1760 году якутский купец Шалауров построил при реке Лене на собственное иждивение галиот (по Коксу, шитик), на котором намеревался совершить плавание вокруг северо-восточной Азии в Великий океан или в Камчатку».

* П. И. Мельников-Печерский. На горах. Книга первая (1875-1881): «Дощаник ― с палубой не над всем судном, а только над серединой ― гребное, а в случае благоприятной погоды и парусное. Шитик ― мелкое судно, крытое округлою палубой. Шитик и дощаник поднимают до тысячи пудов грузу».

5) Обобщение и вывод

Термин «шитик» фиксируется в русском языке с 1685 года, ниже указанной даты найти примеры применения не удалось.

* Итак, в Северной Руси, а позже в Сибири и на Дальнем Востоке, были распространены «шитые» лодки-судна, находки археологами металлических частей крепёжа частей судна (гвозди, заклёпки) редки. Маловероятно, чтобы метод «сшивания» частей корабля дал название одному лишь типу лодок, а другие, они ведь все были «сшиты».

* Целесообразно рассмотреть специальный судостроительный термин «шитик» в связи с размерами и назначением судов. Морские суда, как правило, имеют большие размеры и основным движителем у них служит – парус, морской корабль древнерусской постройки веслами против ветра и течения не сдвинешь, они конструктивно не были приспособлены для движения за счет усилий команды гребцов. А вот малые килевые лодки-суда типа река-море прекрасно ходят под веслами (2-4 пары гребцов) и под парусом.

* Колонизация Севера и Сибири носила государственный (казаки, стрельцы) и монастырский характер (священники и монахи), монастыри были единственными культурно-религиозными центрами и владели значительными территориями. Царь Фёдор I Иоаннович в 1591 г. определил владения Соловецкого монастыря: «Пожалованы были государем Соловецкому монастырю волости: «Кемская вся, Подужемская, Пебозерская и Маслозерская; также находящийся в Кемской волости Муезерский монастырь» (волость – административный округ, земля.)
В этом удалённом от культурных центров России монастыре была крупная (по тем временам) библиотека, в монастырской переписи 1676 г. указано 948 рукописных и 530 печатных книг богословского содержания, а также хронографы, грамматики и др., среди них 5 древнейших рукописей XIII-XV веков. Для сравнения, в Европе, в XVI веке фонд библиотеки Ватикана – 4000 томов, в библиотеке Сорбонны (Парижский университет) по описи 1338 г. – 1700 книг.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, Беломорье – монастырская вотчина, в судостроительном термине «шитик» может быть заложен библейский термин, указывающий на гребной тип судна класса река-море; сознание и мышление русского человека вплоть до 1917 года было религиозным.

6) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ШИТИК = ШИТ+ИК, уберём гласные (иврит язык согласных, древняя традиция) = Ш.Й.Т.+ К.
У нас сразу же «выплывает» соответствующий классу судна река-море библейский термин ШУТ, ШАИТ весло, плавать на судне, гребля; без огласовок = Ш.Й.Т.

* русск. ШИТИК = ШИТ+ИК = Ш. Т. + К = ивр. форма без огласовки Ш.Й.Т., с огласовкой ШАИТ ‎ שַׁיִט весло, гребля (от ШУТ, ШАТ плавать, вести по воде (о судне)) + К как, подобие. Однокоренные формы: ШУТИТ שׁוּטִית гребная лодка, байдарка; ШАИЕТЕТ флотилия.

* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_485.htm
* См. стронг термина иврита 7885, ШАИТ весло, гребля.
https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://lexiconcordance.com/hebrew/7885.html&prev=search

б) Библейский образ
* Исаия 33:21: «Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное (ШАИТ) судно, и не пройдет большой корабль».
* Иезекииль 27:26: «Гребцы (ШУТ) твои завели тебя в большие воды; восточный ветер разбил тебя среди морей».

Таким образом, опираясь на материалы исследователя Михаила Наймарка и библейскую терминологию, мы установили соответствующее судостроительной действительности содержание древнерусского слова. Термин ШИТ+ИК обозначал килевую лодку класса река-море, которая использовалась в прибрежных водах, на озёрах и реках, основным движителем были вёсла, т.е. ШИТИК – гребное судно. При проведении модернизации лодку превращали в морское судно, старый термин сохранялся.

Корабль, что велик на реке, мал на море, лодки риб

Солар 555 наверно

Солар 450 наверно

Ну если класс река-море, то лодка должны быть мореходной! Солары тут не при делах.
Наверное какой нить РИБ нужен?

А так идеальный вариант конечно для моря

Скорее река-озеро надо? Если не собираетесь в море ездить, конечно.

Я знаю что есть сухогрузы и танкера класса “река-море”.

На Белом Море,в Находке тоже рыбачат ,и на сухогрузах не ходют.

любая лодка пвх в море будет плавать.

или вам нужна лодка с метровым килем?

Лл, разумеется. Даже топор будет плавать. Вопрос в том как долго.

Думаю лодка морского класса должна быть килеватой, но в меру.

Посмотрел солар 450, вроде то что надо. Еще баджеры смотрел, с жестким полом, дешевле солара. Встал вопрос, какая лодка лучше для моря, с алюминиевым пайолом или с надувным дном? По реке тоже буду ходить.

На морскую волну не стоит брать ПВХашку с жесткими пайолами

Лодку на волне здорово на излом крутит, борта и дно можно о пайол протереть. Берите аэрдек.
Из лодок посмотрите “Ротан” и ему подобные модели – здорово по волне скачет, не зарываясь.
Если основное использование лодки море, за длинной не стоит гнаться – ее ломать будет, на меж волновом пространстве.

Ну, а так главное смотрите, что бы детали комплектации держали коррозию, после соленой воды, без обмывки пресной водой.

Ну если там излом и пр. качки тады уж только риб.

Да, я бы то же на рибе остановился, но топик стартеру очевидно компактнось

в скрутке, очень важна.

. и еще если все таки остановитесь на варианте с жестким полом, то думаю надо брать с фанерными пайолами т.к. алюминий с морской водой быстро коррозирует. В характеристиках лодок есть параметр заложенный изготовителем – высота волны и максимальное удаление от берега, думаю это тоже надо иметь в виду.

Если солар и река-море то МК (малокилевой)

“Zodiac” наверное знают толк в морских лодках.

Зодиак кончно имеет огромный опыт и мировое признание своих надувнушек в т.ч. и для эксплуатации на море, НО! они дороже наших раза в полтора-два и даже РИБов наших.

Еще “бриги” можно посмотреть. Вроде их в какой-то бондиане снимали на море.

430длина .пол фанера. до 30л.с. немного б/у.35т.р.

у баджера есть килевые лодки

На крайняк китай можно постмотреть. Например РИБ фирмы Гладиатор.

водник, почему именно на крайняк? А как основной вариант его не стоит рассматривать?
Просто присмотел себе лодку Gladiator Light B370.

brick_mihon, отзывов мало, насчет самого пластика. А так цена приемлима.Глянул там есть модели с алюминевым корпусом. В 370 обычная пайолка.

водник, а как думаете? как вести себя на фарватере?

Вы в первый раз хотите вообще лодку приобрести?

есть там Gladiator 380 и 400. почему выбор именно 360, 370?
(так то лодка берется, регистрируется под мотор в наличии. Без мотора любая лодка не регистрируется. )

Лп, первый раз!
А 370 просто был вопрос по лодке т.к пока она попадает под мой бюджет,ну а по факту я еще не определился с размером.
По поводу регистрации я вкурсе,мотор я буду брать или Ямаху или Тохатсу 15-шку, ну или что то более бюджетное. Пока просто изучаю 🙂

brick_mihon, если это РИБ то мореходные да и вообще ходовые качества заточены конкретно под море.С почти любыми погодными условиями.Значит на фарватере будет безопасно. Тут дело в размере.

водник, а вы бы какой размер посоветовали?

brick_mihon, если риб, то более 4 метров. под 20 или 30 сил.Для р. Лена было бы ГУУД! Только что на этой Лене делать то летом?

водник, у знакомого Солар 3200 , форватер спокойно переплывал, 4 человека по 100кг! Мотор правда не помню точно какой, но вроде тоже 15.
Думаю и простая пвх 370 нормально будет вести себя на воде, тем более я в далекие плавания не собираюсь. Мне на острова переплыть, напротив Табаги. Ну или в Кангалласах. А так еще по протокам поплавать,думаю нормально будет!

brick_mihon, вот и сам ответил на свой вопрос))Я кстати катался на В 370 по Лене))

водник, ну по большей части я хотел услышать советы,отзывы и тп.
И как 370 на Ленке?

brick_mihon, отлично мое мнение, пробег в 100 км, комфортно было.Два человека, мотор 15-ка.Особой тряски не было, ниче там не протирается))) ткань прочная. До этого на баджере 340 катался, так он 5 лет в эксплотации в ком. целях и тож ниче от сланей не протерлось.

водник, я так понял в лодках вы разбираетесь! Может что то лучшее подскажете в пределах 40тр ?
Думаю заказать отсюда https://www.prolodki.ru/catalog/naduvnye-lodki-pvh

brick_mihon,там куча брендов, ну гладиатор В 370 AL нормально и недорого, это если пайолами не “брезгуешь”. А то щас народ как из инкубатора кроме НДНД нече не знают.

водник, а в чем разница между пайолами,Риб и нднд ?

brick_mihon, разница в днище
РИБ – днище – пластиковая ванна грубо говоря. Килеватое, жесткое, с нормальными обводами итп
Пайольная – пол застилается фанерными либо алюминиевыми листами, под листами надувной киль. На волне листы могут вылететь из стрингера, бывает, что фанера лопается.
НДНД – Надувное Дно Низкого Давления. Просто в сборкеразборке, при большой длине лодки может играть. От солнца (вне воды) могут порваться переборки днища и будет грыжа
НДВД (AirDeck) Надувное дно Высокого Давления – по качеству и жесткости лучше НДНД, выше стоимость

Это мое мнение, тапками сильно не кидать, если что поправьте)

Видео подборка по монтажу фидерных оснасток

Фидер – это рыболовная снасть для донной ловли рыбы. Особенностью удилищ для фидерной оснастки является наличие гибкого кончика, который является индикатором поклевки, но это не значит, что нельзя использовать дополнительные средства, служащие таким индикатором. Очень часто на фидер рыбаки ловят рыбу или рано утром, или поздно вечером, когда кончика уже не видно. В таком случае можно использовать различные звуковые сигнализаторы поклевки: колокольчики, бубенчики или электронные сигнализаторы, которые пользуются большой популярностью.

Фидерное удилище можно отличить от обычного рыболовным наличием большого количества колец и наличием очень мягкой вершинки. В комплект такого удилища может входить несколько вершинок различной жесткости. Их можно легко менять в зависимости от условий рыбалки.

Длина фидерных удилищ колеблется в пределах 2,6-3,8 метра. Для такого вида рыбалки придумано большое количество оснасток, которые применяются в зависимости от условий ловли и предназначаются для:

  • Донной ловли рыбы.
  • Для ловли рыбы на течении или в стоячей воде.
  • Для рыбалки на твердом или илистом дне.
  • Самоподсекающая снасть или нет.

Оснастка «Патерностер Гарднера»

Этот вид оснастки относится к самоподсекающимся и хорошо подходит для лова рыбы на илистом дне. Даже, если часть кормушки утонет в иле, тонкая оснастка позволяет чувствительно реагировать на поклевки. Кормушка на основной леске крепится с помощью 15-ти сантиметровой петли, которая позволяет не перехлестываться с поводком. Она предназначена для лова не крупной рыбы. Для того, чтобы связать такую оснастку нужно иметь:

  • Леску.
  • Вертлюжок.
  • Груз или кормушку.
  • Поводок, желательно из флуорокарбона длиной 1метр.
  • Крючок (можно два).

Видео инструкция по точному вязанию оснастки:

Оснастка «In-Line»

Это самая простейшая и одна из наиболее известных оснасток. Ее можно применять для лова многих видов белой рыбы. Ее особенность – это наличие скользящего грузила, которое можно заменить на кормушку. Для ее монтажа нужно иметь:

  • Кормушка типа «Метод» или похожей конструкции.
  • Монофильная леска 0,3мм для основной лески.
  • Вертлюжок.
  • Резиновый стопор.
  • Леска для поводка или готовый поводок.
  • Крючок с волосяной оснасткой.

Видео инструкция по безошибочному вязанию оснастки:

Оснастка «Метод»

В такой оснастке используется кормушка типа «Метод», напоминающая по принципу действия, соску. В качестве прикормки для такой кормушки можно использовать мастырку, различные каши, обычное тесто или кашу мамалыгу. При попадании в воду происходит постепенное раскрытие кормушки. Это позволяет использовать несколько вязкую консистенцию прикормок, обеспечивающая возможность скрытия в ней крючков с приманкой. В данном случае она и является для рыбы своеобразной «соской».

Чтобы связать такую оснастку, следует иметь:

  • Кормушку «Метод».
  • Монолеску 0,3мм для основной лески.
  • Резиновый стопор.
  • Поводок из лески или готовый карповый.
  • Вертлюжок.
  • Крючок или несколько крючков.

В такой оснастке можно использовать несколько крючков (2 или 3) потому, что они не будут мешать при забросе. Дело в том, что крючки с приманкой, прячутся внутри прикормки, и при забросах они не будут мешать основной снасти.

Видео инструкция по безошибочному вязанию оснастки:

Самоподсекающиеся оснастки «Симметричная петля» и «Несимметричная петля».

Они относятся к элементарным видам оснасток, которые вяжутся на основной леске. Эти виды оснасток практически идентичны и отличаются лишь различными видами петель. Симметричную петлю используют на стоячей воде и не сильном течении. Она отлично реагирует на поклевку. Не симметричная петля является более доработанным вариантом и с успехом может быть применена на сильном течении.

Чтобы связать такую оснастку следует запастись:

  • Обычной или флуорокарбоновой леской.
  • Вертлюжками (2 штуки).
  • Грузом или кормушкой.
  • Поводок, желательно из флуорокарбона.

Видео по сборке оснастки «Несимметричная петля»:

Видео по сборке оснастки «Симметричная петля»:

Самоподсекающая оснастка «Вертолет и 2 узла»

Такая оснастка очень схожа с оснасткой «Патерностер Гарднера» и хорошо проявила себя при дальних забросах и используется как основная снасть при ловле карпа. Очень хорошо реагирует на поклевки на илистом дне. Для этого нужны такие материалы:

  • Флуонокарбоновая леска или плетенка.
  • Кормушка с грузом на вертлюжке с застежкой.
  • Флуонокарбоновый поводок длиной 1 метр.
  • Крючки.

Для ловли леща и плотвы следует использовать крючки с длинным стержнем, а на сазана или карпа лучше подходят крючки с малым цевьем. Что касается лески, то предпочтение можно отдать более современному продукту под названием флуокарбон, который рыба в воде не видит, хотя он уступает, например, плетеной леской, которую рекомендуют использовать при ловле на длинных дистанциях. Кроме этого при одной и той же толщине, она имеет большее усилие на разрыв, что также не маловажно при ловле, с использованием дальнего заброса: тонкую леску легче забросить на дальнее расстояние, чем толстую. Мало того, более тонкая леска создает меньшее сопротивление в воде, что очень важно при ловле рыбы на течении. Лучше всего флуорокарбон используется в качестве поводков.

Использование монофильной лески, которая не только дешевле «плетенки» оправдано на небольших дистанциях и на стоячей воде. Несмотря на то, что монофильная леска имеет определенное удельное растяжение, на коротких дистанциях она позволяет чувствительно реагировать на поклевки.

При ловле со дна не обязательно использовать дорогие фидерные удилища. Многие рыбаки для этого с успехом используют спиннинговое удилище, применяя для сигнализации поклевок колокольчики, или применяют обычные донные удочки, как вариант. Причем, на донной удочке можно легко связать любую оснастку. К сожалению, обычная донная удочка не предусматривает применения кормушек, ввиду сложности их заброса.

Видео пример по монтажу оснастки:

Видео, как оснащать фидер: способы фидерной оснастки

Для фидерной ловли, как и любой другой, требуется оснастка. Ведь прежде, чем забросить фидерную удочку, необходимо как-то на леске закрепить кормушку, куда-то привязать поводок и так далее. Статья осветит основные рабочие оснастки для фидера, а также их особенности и характеристики.

Фидерная оснастка

Данная оснастка заключает в себе кормушку и крючок на поводке. В задачи фидерной оснастки входит особое положение поводка, при котором передается малейшая поклевка на удилище.

Оснащать фидер можно многими способами. Из самых простых и эффективных оснасток фидера выделяют:

  • симметричную,
  • несимметричную или асимметрическую петлю,
  • патерностер.

Упрощенная оснастка фидера, видео

В фидерном оснащении часто применяется упрощенный способ. Данная оснастка изготавливается следующим образом. Продеваем основную леску через вертлюг кормушки, после чего надеваем амортизирующую бусину из резины или силикона. Также можно применить обычные стопоры, которые продаются в рыбацком магазине или мягкую свинцовую дробинку. Затем привязываем вертлюг, к нему прикрепляем поводок с крючком. Также можно ознакомиться с видеоматериалом по простейшей оснастке фидера.

Оснастка с противозакручивателем, видео

Данная оснастка при фидерной рыбалке применяется главным образом новичками. Рыбаки с опытом не только не рекомендуют данный монтаж, но и всячески отговаривают от него. Но эта нелюбовь к оснастке с противозакручивателем не имеет под собой существенной основы. Многие уверены, что эта фидер-оснастка пугает рыбу. Хотя некоторые этого не замечают. Но минусы все же очевидны:

  • Трубка противозакручивателя ненадежна и часто ломается в изгибе,
  • Отдаленное расположение поводка от кормушки.

Но все же ловить можно, а монтаж производится легко. Берем полуметровый отрезок лески, к нему привязываем вертлюг, затем надеваем на него бусину для закрепления трубы. Данный отрезок направляем в противозакручиватель, а на другой конец привязываем дуэт вертлюга с карабином. Далее, на вертлюг накидывается поводок. Это можно увидеть на видео.

Патерностер, видео

Часто фидер оснащается патерностером. На такую оснастку уходит также мало времени, она является простой. Применение находит во всех водоемах без исключения, но лучше всего зарекомендовала себя работой с агрессивной и неосторожной рыбой. Патерностер при ловле характеризуется ярко выраженной самоподсечкой рыбы.

В оригинале патерностер не предусматривает применения вертлюгов, все детали вяжутся прямо на основную леску. Может это и правильно, но с точки зрения экономия времени можно поспорить. Но есть рабочие варианты, которые имеют право на жизнь, два из них мы приведем:

  1. На конце основной лески делаем петлю длиной в 2-3 см. Чуть выше, на расстоянии 10-20 см, делаем вторую размером больше. Вторая петелька должна пропускать через себя кормушку. Диаметр в 10 см подойдет лучшим образом. Затем продеваем основную лесу в кольца удилища и крепим на петлю меньшего размера поводок с крючком, получается, что петля в петлю. На вторую петлю большего размера крепится кормак. Готово, можно ловить. Ознакомьтесь с видео.
  2. На кончике лески делаем петлю, длина которой около 15-20 см. После этого режем данную петлю на две части, одна из которых меньше. Пропорция такова: одна треть и две трети. Лучшей пропорцией считается 7-8 см на 15-20 см. К этим двум частям привязываем вертлюг. Затем карабином к короткой части пристегиваем кормушку, поводок с крючком размещаем на длинной части. Посмотрите видео.

Несимметричная петля

В фидерной рыбалке асимметрическая петля в основном применяется для ловли осторожной рыбы. На кончик удилища передается информация, когда рыба только примеряется к наживке.

Вяжется так. На конец лески надевается вертлюг и завязывается большая полуметровая петля. Затем к вертлюгу пристегивается кормушка, после поднимается. Получили петлю в 50 см, на ней болтается кормак. После вяжем на этой же петле на расстоянии 15-20 см от кормушки вторую поменьше ( получается “восьмерка”). Крепим на нее методом петля в петлю поводок с крючком и привязываем к свободному кончику дуэт ветрлюг-карабин для закрепления с основной леской. Посмотрите видео.

У данной фидерной оснастки имеется один минус – если произойдет перехлест поводка, то информация по клеву на удилище не передается, поэтому снасти требуются повторный заброс. Эту проблему решают по-разному. Часто в оснастке применяют жесткую леску. Обратите внимание на видео, где показана технология оснащения фидера несимметричной петлей.

Симметричная петля

Оснащение фидера симметричной петлей очень популярно. Как и патерностер, симметричная петля считается чувствительной и простой оснасткой. Она пользуется в среде рыбаков повышенным вниманием. Вяжется также прямо на основной леске и ей не нужны дополнительные приспособления. Находит применение в любом водоеме.

Монтаж фидера начинается с того, что берется полметра лески и складывается пополам. Далее, на ней делается узлом “восьмерка” небольшого размера петелька для поводка длиной в 2-3 см.

На свободный кончик надевается вертлюг с карабинчиком, к которому после пристегивается кормушка. Если применяются тяжелые кормаки, то под вертлюг устанавливается резиновая бусинка для амортизации.

Далее, складываем конец с висящим на нем вертлюгом и основной леской и крепим узел “восьмерка” – это можно посмотреть на видео. После этого застегивается кормак на карабине и привязывается поводок к маленькой петле методом петля в петлю.

В этом случае большая петля будет иметь диаметр около 20 см. Как правило, этого размера хватает, но бывают случаи когда требуется и больший размер. Как и вышеописанная несимметричная петля, данная оснастка при забросе может перекрутиться. Это можно предотвратить, завязав ее на отдельной более жесткой и упругой леске.

Рыбалка на фидер может показаться новичкам нелегким и даже непрактичным занятием, ведь она требует определенных знаний в области прикорма, водоема, нужны также специальные удилища. Ко всему прочему оснащать фидер придется только одним крючком, при этом используется небольшой размер. Но фидерная рыбалка является спортивным, динамичным и полным неожиданности отдыхом на природе.

Ссылка на основную публикацию