Выбираем наиболее подходящий лодочный мотор

Лучшие лодочные моторы

Чтобы добираться до самых отдаленных мест без гребли веслами, понадобится надежный помощник – мотор. Но какой из них будет наиболее подходящим для лодки? Эксперты проанализировали главные критерии качества и функциональности, выбрав лучшие лодочные моторы 2019 года с различными характеристиками и функционалом. Сначала были названы ведущие производители таких товаров, далее параметры отбора, а уже после двухтактные, четырехтактные, китайские, электрические модели.

Лодочный мотор какой фирмы лучше выбрать

Чтобы определиться, какой лодочный мотор лучше среди огромного разнообразия подобных товаров на рынке, эксперты составили рейтинг лучших мировых производителей и брендов, чьи моторы попали в список лучших в 2019 году:

  • HDX – фабрика находится в крупнейшем морском порту Китая, помимо лодок и моторов производитель выпускает разные виды товаров. Основание предприятия приходится на 1995 год, с тех пор компания сотрудничает с японскими партнерами по производству моторов.
  • Nissan – японская техника давно славится идеалом надежности и высокого качества, за этот бренд несет ответственность крупная корпорация Tohatsu. Основной упор она делает на выпуск топливных моделей, компактных, но при этом мощных моторов.
  • Patriot – американская компания была основана в 1973 году изначально для ремонта техники по садовым работам. Позже стала выпускаться собственная линейка товаров, а сегодня лодочные моторы производятся филиалом в Китае
  • Tohatsu – самый надежный японский производитель техники, и в частности, подвесных моторов для мелкого водного судна. Основано предприятие в 1922 году, каждая модель обладает достойными эксплуатационными характеристиками.
  • Carver – известный китайский производитель лодочных двигателей. На заводах используются передовые технологии, а продукция соответствует европейским стандартам.
  • Honda – промышленная компания международного уровня, основанная в 1948 году. Двигатели соответствуют высоким требованиям по охране окружающей среды. Лучшими признаны четырехтактные модели, на российском рынке они продаются по самым доступным ценам по сравнению с конкурентами.
  • Yamaha – транснациональная японская компания, основанная в 1887 году. Производитель специализируется на огромном ассортименте разных продуктов, среди них и лодочные двигатели подвесного типа. Сегодня фирма может похвастаться 7 типами двигателей широкого функционала.
  • Mercury – ведущая американская компания по производству инновационных технологий подвесных моторов. Сегодня бренд входит в тройку мировых лидеров по показателям объема выпуска двигателей, лодочные моторы Меркури конкурируют с брендами Yamaha и Honda.
  • Suzuki – известная во всем мире машиностроительная японская компания, основанная в 1909 году. Исключительным качеством могут похвастаться 2- и 4-тактные двигатели для лодок. Выпуск комплектующих проводится и в Японии, и в Таиланде.
  • Mikatsu – корейская компания, действующая по канонам ведущих японских производителей. За годы деятельности и 9 лет поставок двигателей на российский рынок выявлен самый низкий показатель брака.
  • Sea-Pro российская компания, продукция которой проходит сборку и тестирования в Китае. Подвесные двигатели производятся для этой фирмы заводами TIGER и HiDea, а поставки совершаются по всей Европе, США и Австралии.
  • Yamabisi – молодая китайская компания, основанная в 2000 году и уже привлекшая к себе внимание аудитории водномоторников. Широкий модельный ряд позволяет удовлетворить запросы любого покупателя.
  • Hidea – китайская корпорация, специализирующаяся на выпуске подвесных лодочных двигателей профессионального уровня. В год производится около 50000 единиц товаров, проходящих сертификацию по стандартам Международной Системы Качества ISO 9001:2000.
  • Minn Kota – компания была основана в 30-х годах прошлого столетия, с тех пор она постоянно внедряет новые технологии в производство, может похвастаться собственными запатентованными разработками. Производственные мощности находятся в 16 странах мира.
  • Jarvis Walker – австралийский производитель, который разрабатывает и организовывает производство рыболовного снаряжения. Лучшие оценки в ассортименте получили электрические двигатели для водного судна из линейки Watersnake.
  • GreenWorks – эксклюзивный бренд, принадлежащей компании Globe Tools Group, созданной в 1980 году. Штаб-квартира находится в США, ежемесячно мощности по всей стране выпускают больше 650000 единиц товаров.
  • Intex – американская компания, ведущая деятельность еще с 1964 года. Сначала она выпускала надувные изделия, а сегодня это огромная международная корпорация, выпускающая материалы, высокотехнологичное оборудование и технику.

Рейтинг лодочных моторов

Чтобы составить обзор, экспертам нужно было определить, какие лодочные моторы надежные и качественные. В учет бралась не только репутация производителей и брендов, но и результаты тестирований, мнение и оценки пользователей. Основной акцент делался на нескольких критериях:

  • Соотношение цены и качества;
  • Источник энергии;
  • Тактность и мощность двигателя;
  • Простота в эксплуатации;
  • Доступность сервиса;
  • Качество сборки.

На рассмотрении оказались 2- и 4-тактные модели, первые потребляют на 20% меньше топлива, на 30% легче по весу и габаритам, а вторые экономичные в расходе и более тихие в работе. В обзор попали разные модификации согласно запросам потребителей и рекомендациям тех, кто уже пользуется такими товарами.

Выбираем мощность лодочного мотора

  • Не каждый покупатель моторной лодки знает как выбрать подвесной лодочный мотор.
  • Многие продавцы магазинов рекомендуют брать самый мощный мотор, который может подойти для определенной лодки.
  • Однако, это смотря с какой стороны посмотреть, поэтому разберем данный вопрос более подробно по следующим характеристикам.

Страна изготовитель

В магазинах Санкт-Петербурга продают моторы производства таких стран, как Россия, Китай, Япония и США. Российские не отличаются высокой мощностью и помимо этого, их почти не продают в новом виде. С китайскими тоже все ясно. Это значит, что с уверенностью можно покупать мотор производства Японии или США. Несмотря на всеобщее мнение, что Tohatsu являются надежными, Yamaha отличаются тишиной, Honda очень надежные, мощные и тихии моторы. Важно, чтобы мотор работал соответственно установленной мощности и прослужил как можно дольше без поломок. Самая большая стоимость среди всех производителей является у Honda, остальные же имеют сравнительно одинаковые цены.

Далее ознакомимся с таким важным понятием, как глиссирование. Это специальный режим в работе лодки, когда лодка набирает определенную скорость, передний край ее поднимается над водой, что способствует меньшей сопротивляемости волнам и лодка может увеличивать свою скорость. Этот режим помогает сэкономить расходы бензина благодаря преодолению сопротивления воде, даже несмотря на увеличение количества оборотов двигателя.

Следует отметить, что глиссированием не является приподнятый нос лодки. Во время глиссирования лодка плывет плывет параллельно глади воды и нос лишь слегка приподнимается. Выход на глиссирование ПВХ лодки происходит при достижении скорости около 15 километров в час и больше, что зависит от природных факторов и физических особенностей лодки. Цельнометаллическая лодка достигает глиссирования на еще большей скорости.

Как выбрать подвесной лодочный мотор если они бывают разной мощности, а именно, начиная от 2 и заканчивая 300 лошадиными силами.

Моторы 2-6 лошадиных сил.

Такие моторы предназначены для плавания на небольших озерах или для рыбалки когда не требуются большие скорости. Данные одноцилиндровые моторы имеют способны разгоняться не более чем 10-15 км в час. Они очень легкие и экономичные. Примечательно, что на такие моторы не требуется наличие прав. Глиссирование таким моторам недоступно, только в редких случаях моторам 5-6 л.с. удавалось выйти в этот режим. Моторы очень быстро изнашиваются если работают в течение длительного времени на полной мощности, а во время холостого движения работают нестабильно. Все это объясняется тем, что двигатель является одноцилиндровым.

Моторы 8-15 лошадиных сил.

Это двухцилиндровые моторы весом до 35 кг, с поднятием которого может справиться один человек. Подходят для лодок до 360 см длиной. Могут выходить на глиссирование. Вполне пригодны для многодневных путешествий на водоемах, а также заплывать на не слишком дальние расстояния. При обычной скорости затраты топлива составляют от 3 до 6 литров в час. Двигаясь в режиме троллинга, на целый день может хватить 10 литров. Стоимость таких моторов японского производства составляет от 60 до 80 тысяч.

Моторы 20 л.с. и больше.

Из-за слишком большой скорости, больших затратах топлива и чрезмерному весу такие моторы не пользуются популярностью среди рыбаков. Цены на них тоже огромные – примерно от 80 до 100 тысяч рублей. Предназначены для плавания на скорости нескольких человек, и даже для катания на водных лыжах на моторе больше 30 лошадиных сил.

Чтобы постоянно не переносить мотор в 20 лошадиных сил, его зачастую устанавливают на цельнометаллических лодках. Некоторые рыбаки ставят ставят по два мотора одновременно. Например, имея мотор 25 л.с. можно плавать по волнам, а с 5 л.с. ловить рыбу в режиме троллинга.

Двухтактные или четырехтактные моторы.

Примечательно, что двухтактный требует больше затрат топлива, чем четырехтактный, кроме этого, масло и бензин необходимо вначале перемешать, работает значительно громче.

Оба этих мотора бывают мощностью начиная от 2 лошадиных сил. Для любителей тихих поездок по диким местам, где нет удобных подъездов к водоему, наиболее подходящим вариантом будет двухконтактный мотор. Кроме этого, его работа в режиме троллинга не препятствует рыболовле.

В свою очередь для водномоторников замечательным выбором окажется четырехконтактный мотор. Им не нужно будет перевозить его постоянно в багажнике, либо можно перемещать мотор на специальном прицепе, который крепится к каркасу. Также, есть возможность хранить лодку с четырехконтактным мотором на стоянках.

Крепление двигателя.

Является немаловажным параметром, двигатель должен жестко фиксироваться к транцу струбцинами. Однако в это время он все равно может быть на свободном ходу, что значит может опускаться или подниматься к воде. Такая возможность имеет свои плюсы и минусы. Во время нахождения в воде мотор может столкнуться с подводными препятствиями, после чего он получит незначительные повреждения поднимается на поверхность воды. Но волны российских озер оказываются большими для лодок ПВХ и в таком случае мотор начинает попеременно маневрировать – приподниматься или опускаться, сталкиваясь с подводными преградами. Это не слишком хорошая перспектива. К примеру двигатель Tohatsu 9,8 л.с. не имеет данной фиксации, а на Yamaha 15 наоборот имеется. Однако стоит сильно остерегаться наездов на препятствия с зафиксированным двигателем. Если вы плывете в незнакомом месте или не имеете возможности постоянно следить за глубиной, тогда лучше пусть двигатель будет биться на волнах о транец.

Наклоны двигателя.

Бывают случаи, когда есть желание чтобы мотор находился под лодкой. Но на небольших глубинах двигатель начинает задевать дно водоема. Именно для таких случаев разработаны многочисленные наклоны мотора. Данный режим называется мелководным. Существует самое нижнее и самое верхнее положение и кроме них еще есть мелководное промежуточное.Наличие таких трех положений является самым лучшим и удобным.

Как выбрать подвесной мотор

Для большинства лодок подвесной мотор — единственно возможная силовая установка, однако его приобретение вызывает ряд вопросов. Первое, о чем задумываешься при покупке подвесного мотора — это какой лучше выбрать: двух- или четырехтактный? Разобравшись с этим, начинаешь ломать голову над выбором винта и мощности мотора. Журнал Boating задал самые популярные вопросы на эту тему экспертам и производителям, и вот какие ответы он получил.

Всегда ли четыре такта лучше двух?

В сегда ли “Форд” лучше “Шевроле”? Бумага лучше, чем пластик?

Копните глубже — и вы поймете, что не все так просто.

По принципу действия четырехтактный мотор напоминает тот, что находится под капотом вашего автомобиля: в цилиндрах сжигается чистое топливо, а масло для смазки втулки цилиндра циркулирует по отдельной системе. Таким образом, если все исправно, топливо и масло не смешиваются. Двухтактные же двигатели сжигают топливно-масляную смесь.

Традиционные двухтактные моторы подают топливно-масляную смесь через карбюратор или инжектор в цилиндр. Являясь частью цикла впрыска, выпускной клапан также открыт, и до 30% топлива уходит вместе с отработанными газами.

Двухтактные двигатели с прямым (непосредственным) впрыском топлива подают его в цилиндр в определенный отрезок времени, когда поршень перекрывает выпускной клапан. Таким образом минимизируются потери топлива.

На четырехтактных двигателях подобной ситуации в принципе быть не может, т. к. впрыск топлива и выпуск отработанных газов происходит в разное время благодаря четырем тактам за цикл.

Четырехтактные и двухтактные двигатели, оборудованные системой непосредственного впрыска топлива (СНВТ), обеспечивают значительную экономию топлива по сравнению с традиционными двухтактными двигателями, в том числе потому что управляются компьютерами и теоретически сжигают все топливо, которое впрыскивается в камеру сгорания.

Производимые компанией Evinrude двухтактные двигатели серии E-TEC осуществляют впрыск топлива вдвое быстрее, чем обычные двигатели с СНВТ, а также регулируют количество подаваемой топливно-масляной смеси в зависимости от требуемой мощности. Когда мы тестировали двигатели серии E-TEC, показатели шума и плавности хода были на уровне четырехтактных и при этом выдавали большую мощность, чем обычные двухтактные.

С другой стороны, четырехтактные двигатели сейчас ушли от ограничений, которые были раньше, когда считалось, что двухтактые моторы более мощные. Раньше вес четырехтактного мотора увеличивался пропорционально росту его мощности, что заставляло производителей ограничивать максимальную мощность четырехтактных моторов до 100 л.с. Сейчас же на рынке можно найти четырехтактные моторы мощностью свыше 300 л.с.

«Сейчас четырехтактники и двухтактники близки как никогда, — говорит Эрик Поуп (Eric Pope), представитель компании Mercury. — Самый распространенный миф о двухтактниках — это то, что они шумные, имеют сильный запах выхлопа и не очень экономичны. На сегодняшний день это не так».

Выбор между двухтактными и четырехтактными двигателями сейчас скорее зависит от предпочтений владельца водного транспорта, чем от технических различий двигателей. Оба варианта на данный момент — это полноценные решения без изъянов.

Так все же двухтактный или четырехтактный?

— двухтактные двигатели с СНВТ легче четырехтактных при равной мощности;
— четырехтактные двигатели тише двухтактных;
— двухтактный двигатель выдает большую мощность на старте.

Принимая во внимание эти отличия, нужно делать поправку и на то, что разница между двигателями стремительно сокращается.

Один или два мотора на борту?

Предположим, что максимальная мощность двигателя для вашей лодки — 300 л.с. Что лучше — один мотор на 300 л.с. или два по 150 л.с.?

В большинстве случаев на оффшорных рыбацких катерах вы увидите два или даже три мотора в ряд. С уверенностью можно сказать, что дублирование главного двигателя необходимо для обеспечения безопасности на случай, если один выйдет из строя где-нибудь посреди моря. Также два двигателя облегчают задачу при швартовке, ведь можно подрабатывать каждым по отдельности в разных направлениях.

Читайте также:  Как оснастить болонское удилище и выбрать нужную модель

Не всегда такие меры являются оправданными. Расположение на борту двух моторов также означает дублирование панелей управления и более сложный монтаж оборудования.

«На деле вы не увидите каких-то серьезных преимуществ, — говорит представитель компании Suzuki Рик Хоусер (Rick Hauser). — Три сотни лошадей — это всегда три сотни лошадей, независимо от того, на одном двигателе или на двух».

Всё зависит от ваших финансов. Если вас не сильно заботит цена вопроса, тогда можете установить два мотора. Один мотор будет более простым решением.

Так стоит ли дублировать двигатели?
— дублирование двигателей действительно обеспечивает безопасность при выходе одного из них из строя. Но только при условии, что они на самом деле автономные, включая источник питания и подачу топлива.
— Два двигателя дадут больше мощности только в том случае, если их суммарная мощность больше, чем у каждого по отдельности.
— Альтернатива этому — одновальная установка и спутниковый телефон в рундуке на случай непредвиденных обстоятельств. И, конечно, неплохо иметь на борту запасной двигатель малой мощности.

Чем больше октановое число бензина, тем лучше?

К огда появились двигатели с высокой степенью сжатия, увеличение давления в цилиндре приводило к тому, что топливо воспламенялось слишком рано. Это преждевременное зажигание (называемое детонацией), сопровождалось раздражающим звуком, но дело не только в этом. Преждевременная детонация пагубно влияла на двигатель.

Тогда в топливо стали добавлять примеси, которые замедляли детонацию так, чтобы она происходила в момент, когда поршень был готов воспринимать энергию взрыва, тем самым сводя на нет повреждение двигателя и эффективно используя ту самую высокую степень сжатия. Таким образом, чем выше октановое число, тем сильнее топливо можно сжать.

Высокооктановое топливо обычно колеблется в районе 92-93 октан, и, несмотря на все свои преимущества, является пустой тратой денег для большинства подвесных моторов. В основном они рассчитаны на работу с топливом, октановое число которого составляет в лучшем случае 87. Некоторые производители, например, Tohatsu, рекомендуют топливо с октановым числом 89. Рекомендации для своего мотора вы сможете найти в инструкциях производителя. Покупая топливо, указанное производителем вашего мотора, вы, скорее всего, начнете неплохо экономить, особенно если раньше покупали высокооктановое топливо.

Факты о топливе

— только высокопроизводительные моторы требуют высокооктановое топливо;

— высокооктановое топливо, залитое в двигатель, не рассчитанный для этого, не дает дополнительной мощности, а только увеличивает счет на заправке;

— большинство моторов рассчитаны на среднеоктановое топливо с октановым числом 89.

Стоит ли ставить на лодку максимально допустимый по мощности мотор?

Н есколько лет назад, покупая новую лодку, многие скептически смотрели на готовые варианты, укомплектованные слабыми моторами. Продавцы перед тем, как заключить контракт, убеждали купить дополнительно еще один более мощный мотор Тех, кто соглашался, они носили на руках, а те, кто оставался со стоковой силовой установкой, обычно были разочарованы в своем выборе.

Сейчас ситуация другая. На рынке, как правило, представлено несколько вариантов одной лодки с разной мощностью двигателей. Это тот случай, когда чем больше мощность, тем лучше.

Вам элементарно может не хватить скорости, чтобы смыться от надвигающегося шторма. Если же вы сделаете правильный выбор, то, напротив, не будете испытывать недостатка в восхищенных взглядах, отправленных вслед вашей лодке.

Поэтому не бойтесь ставить максимально мощный мотор, который указан на шильдике лодки – это безопасно. Если вы сомневаетесь, поговорите с производителем по поводу выбранной лодки и результатов ее обкатки с моторами разной мощности.

Делайте выбор, прислушиваясь к своим желаниям

— прокатитесь на лодке, у которой двигатель меньшей мощности, чем максимально допустимый. При обкатке некоторых лодок, особенно понтонных катамаранов, мы убедились, что моторы меньшей мощности подходят к ним больше.

— в открытом море и в тяжелых условиях вам понадобится вся мощность, которую только можно повесить на ваш транец.

— слышали ли вы, чтобы кто-то жаловался, что он купил слишком мощный мотор?

А как быть с винтом?

П роизводители моторов, скорее всего, уже укомплектовали мотор подходящим винтом с усредненными характеристиками. Если нет, это сделает продавец. Но вам несказанно повезет, если в итоге вы останетесь довольны. Ведь винт нужно подбирать, учитывая то, как именно вы будете нагружать мотор и для каких целей использовать лодку.

Немного о винтах. Основными характеристиками винта является его диаметр и шаг. Если с диаметром все понятно еще со школы, то что такое шаг винта? Это — теоретическое расстояние, которое пройдет винт за один оборот, если будет вращаться в твердом теле без проскальзывания.

Отвлечемся от винтов на минуту. Представим, что производитель указывает мощность (л.с.) на определенном значении об/мин, устанавливая предельные обороты. Это значение будет действительно только в одном режиме, и под него подбирается подходящий винт. Если винт будет легким (то есть будет недогружать двигатель) и позволит набрать обороты больше допустимых — вы получите чрезмерный износ деталей и перегрев двигателя. Если же винт будет тяжелым (двигатель не выйдет на номинальные показатели) — вы будете терять в ходах и рискуете также повредить двигатель.

Вы можете проверить винт, идя на лодке с полностью открытой дроссельной заслонкой. Если двигатель набирает большие обороты, чем предусмотрено производителем, нужно закрывать заслонку, пока обороты не упадут до необходимого уровня.

Пока вы на берегу, проверьте шаг винта. Учитывайте, что с каждым увеличением шага винта обороты будут уменьшаться на 200 ед. Использование винта с вогнутым лопастями (чашеобразного, от англ. cupped propeller) также снизит количество оборотов на 200 ед. Иногда продавцы могут предоставить винт на время проверки при условии, что вы вернете его в целости и сохранности сразу после использования.

Когда винт подобран и двигатель работает в пределах своих номинальных значений, имейте ввиду, что чем меньше об/мин, тем больше тяговое усилие, а при их увеличении возрастает максимальная скорость.

Коротко о винтах:

— состояние винта не менее важно, чем его тип. Поврежденный винт может разрушить двигатель из-за разбалансировки.

— винты из нержавеющей стали служат дольше и они в пять раз прочнее алюминиевых. Однако последние дешевле и могут послужить слабым звеном для предотвращения разрушения всей подводной части (например, алюминиевый винт может срезать, тогда как с винтом из нержавеющей стали сорвало бы вал).

— четырехлопастные винты имеют преимущество над трехлопастными в режиме глиссирования, на средней и малой скорости.

Правда ли, что подвесные моторы не нуждаются в обслуживании?

Д ля техобслуживания современных подвесных моторов вам нужно не так уж и много, но это немногое должно быть безукоризненно выполнено. Вы запросто можете сжечь двигатель, если забудете про систему охлаждения. Топливная система может забиться, если игнорировать возможные проблемы с качеством топлива и не проводить ревизии. Если вы не заметите уплотнения на сапоге, то зимой его запросто может разорвать из-за наличия воды внутри. Не замененная вовремя анодная защита приведет к коррозии на деталях. Поврежденный винт может расшатать подшипники и другие подвижные части.

В инструкциях по эксплуатации та часть, где говорится об обслуживании, редко кем прочитывается до конца. Но это не значит, что обслуживание не имеет значения.

Заповеди по обслуживанию

— полностью заполняйте топливный танк, чтобы минимизировать возможность образования в нем конденсата, когда двигатель не используется;

— добавляйте стабилизатор топлива каждый раз, когда подливаете топливо – это особенно важно при использовании этанолового топлива;

— регулярно проверяйте винт. Любое повреждение на нем, будь то перегиб или скол, повлечет за собой вибрацию на валу, что может привести к серьезным последствиям.

— осматривайте арматуру и шланги. Вода должна свободно циркулировать в системе охлаждения, чтобы предотвратить перегрев двигателя.

Оригинал статьи был напечатан 15 августа 2017 года в журнале Boating.

Выбираем лодочный мотор правильно

Весла – это прошлый век! Настало время обзавестись лодочным мотором. Он поможет сэкономить ваше время и силы. В данной статье мы расскажем об отличиях и основных критериях выбора мотора.

Для начала мы сориентируем вас в основных характеристиках:

  • Мощность мотора (измеряется в лошадиных силах) – определяет, какой величины лодку он способен передвигать, и с какой скоростью;
  • Размеры двигателя;
  • Длина дейдвуда (расстояние до винта) – обязательно должен подходить к лодке по размерам;
  • Тип двигателя (электрический/ двухтактный/ четырехтактный).
  • Способ управления.

Учитывая все вышеперечисленное, также необходимо учесть и фирму производителя.

Мощность лодочного мотора

Зная размер лодки и количество человек, которые будут в ней находиться вы сможете правильно подобрать мощность мотора. Например, мотор на 6 л.с – идеальный вариант для одного человека и для заплыва на небольшое расстояние.

Для плаванья с пассажирами и малым грузом, подойдет мощность мотора в 10 л. с. Данная мощность не помешает лодке быстро набрать скорость, даже несмотря на дополнительный груз в лодке.

25 л.с отлично подойдут для железной лодки и даже для небольшого катера.

ВаЖНО ЗНАТЬ! Если мотор с большой мощностью установить на маленькую лодку, есть большая вероятность, что лодка не выдержит и опрокинется при повороте. Помните, что вес лодки должен правильно сочетаться с количеством лошадиных сил в моторе.

Размеры мотора

Размер мотора, его внешние габариты, должны быть пропорциональны размерам лодки. Нужно учитывать, что при большом весе мотора, прикрепленного на лодку маленьких размеров, но непременно будет тянуть заднюю часть вниз, соответственно задирая нос лодки к верху. Перед тем, как выбрать лодочный мотор, обязательно сопоставьте его размеры с лодкой, на которую он будет устанавливаться.

Глубина погружения винта

Расстояние от двигателя до винта (длина колена) разная для каждой лодки и зависит от того на какую глубину лодка будет выходить. Если на большую лодку поставить мотор с коротким дейдвудом, винт погрузится в воду не полностью, и в итоге будет терять мощность. Если же вы выберете слишком большое колено, это также приведет к потере мощности и сложностям в управлении.

Тип бензинового двигателя

К основным характеристикам бензиновых моторов относят рабочий цикл: различают двух- и четырехтактные моторы. Каждая вариация имеет свои плюсы и минусы.

Вам придется выбрать между двухтактным и четырехтактным типом бензиновых двигателей. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки.

Двухтактный двигатель – более производительный, и его удельный вес на порядок меньше четырехтактного. Конструкция двухтактного мотора значительно проще, в ремонте он прост, – что несомненно является огромным плюсом. Имея при себе запасные детали, в случае поломки, вы сможете починить мотор прямо на месте.

Четырехтактный мотор имеет более сложную конструкцию, что значительно затруднит его починку. Так что, если критерий практичности для вас является решающим, тогда стоит отдать предпочтение двухтактному.

Четырехтактный мотор – д анный тип двигателя характеризуется более равномерной и стабильной работой. Он имеет замкнутую систему смазки, что позволяет ему использовать меньше масла. Расход топлива ниже, чем у двухтактного. Также они славятся своей тишиной. Следует знать, что по сравнению с двухтактными моторами, четырехтактные значительно тяжелее. Основным плюсом является его надежность и время работы.

Система управления

Система управления является немаловажным критерием при выборе мотора. И так, рассмотри варианты систем управления: 1) румпельная 2) удаленная. Румпельная позволит вам управлять лодкой, совершать поворот сам двигатель при помощи ручки.

Удалённое управление больше подойдёт для длинных лодок, у которых руль установлен в средней части. В простых небольших лодках преимущественно используется задний тип управления (румпельный). Стоит заметить, что румпельная система более надёжная, так как имеет меньше механизмов взаимодействия. Поэтому, перед тем как выбрать лодочный мотор, нужно определиться с типом его управления и подобрать более подходящий для конкретной лодки.

Электрические моторы

Электрические моторы набирают все большую популярность. Главным его достоинством является бесшумная работа и высокая экологичность. А также цена электромотора ниже, чем у моторов с внутренним сгоранием. Только не забудьте, что выбирая данный тип мотора вам придется докупить к нему аккумулятор и зарядное устройство . (Основным критерием выбора является – сила тока, которую обеспечивает зарядное устройство.)

Если нужен двигатель, который бы обеспечил длинные поездки, то, безусловно, нужно выбрать бензиновый вариант, так как он может гарантировать большую надёжность. Если есть вариант использовать лодочные моторы электрические, как выбрать, поможет назначение лодки. Если она будет использоваться для тихого приближения к рыбным местам, то этот вариант подойдёт больше, так как имеет бесшумную работу.

При выборе двигателя для моторной лодки следует принять к сведению, что есть несколько типов, которые в зависимости от своих конструктивных особенностей могут эффективно работать не на всех лодках. Прежде всего, нужно определиться с мощностью, которая необходима для того, чтобы двигатель работал в нормальном режиме. Также имеет большое значение дейдвудное устройство, которое определяет высоту погружения винта в воду. Для каждого типа лодки разработаны подходящие типоразмеры двигателей, которые обеспечивают правильную работу винта. Также следует учитывать тип управления двигателем, который может быть удалённым или непосредственным при помощи рычага на моторе. Некоторые лодки могут переходить в движении на глиссирование. Такой режим достигается при большой скорости и позволяет уменьшить гидравлическое сопротивление, которое возникает при движении. Лодка во время такого режима приподнимается над водой и получает воздушную подушку. Для обеспечения такого эффекта нужен хороший запас мощности в двигателе. Поэтому перед покупкой мотора нужно учитывать, что нужно иметь небольшой перевес мощности. Также этот запас пригодится для тех ситуаций, когда лодка будет перегружена.

Производители лодочных моторов

Наши клиенты отдают предпочтение лодочным моторам фирм Marlin, Yadao , WaterSnake . Мы советуем вам изучить историю компаний производителе до покупки и подробно ознакомиться с характеристиками мотора. Сделать это не составит особого труда, а сэкономит в будущем время, нервы и деньги. И помните всегда учитывайте габариты лодки и рекомендуемую мощность мотора!

Читайте также:  Варианты связывания двух лесок между собой

Надеемся эта статья будет вам полезна и поможет правильно подобрать мотор к вашей лодке.

Выбор лодочного мотора

Выбор лодочного мотора связан с определенными сложностями. Винтовые двигатели приобретают, исходя из мощностных и других характеристик. Не меньшее влияние на выбор — способы управления лодкой. Следует учитывать регион преимущественной эксплуатации. Если лодочный мотор приобретается для передвижения по загрязненной реке, то рекомендуют выбирать силовой агрегат с надежным термостатом.

Выделяют несколько параметров, которые влияют на выбор мотора для лодки (резиновой, деревянной или другой):

  • мощность;
  • фирма (марка), выпускающая двигатель;
  • длина силовой установки и дейдвуда (подводная часть, где крепится винт);
  • тип установки (2-х или 4-х тактный);
  • способ управления.

Традиционно для рыбалки приобретают бензиновые двигатели. На замену подобных установок приходят электромоторы, которые не загрязняют воду.

Размеры и вес подвесного мотора

Первый параметр, на который рекомендуют обращать внимание при подборе — размеры и вес навесного двигателя. Эти показатели должны соответствовать грузоподъемности конкретного плавсредства. Легкие модели следует приобретать для компактных надувных либо алюминиевых лодок. Подобные моторы отличаются небольшими размерами, что упрощает транспортировку и переноску агрегатов.

От веса мотора зависит также максимальная мощность. Компактные двигатели имеют массу в пределах 13-46 кг. 30-60-сильные моторы весят в пределах 50-100 кг.

Еще один показатель, который определяет выбор агрегата — длина дейдвуда. Данный параметр должен соответствовать высоте транца. Если устанавливается мотор с длинным дейдвудом, то это негативно скажется на ходовых качествах лодки.

«Нога» силовых агрегатов может иметь следующие размеры:

  • 381 мм или 454 мм (S);
  • 508 мм или 572 мм (L);
  • 605 мм (X);
  • 635-762 мм (XX либо U).

Из-за высокого расположения двигателя винт будет бить по воздуху, что приведет к быстрому перегреву силового агрегата. При низкой посадке увеличится нагрузка на мотор, вследствие чего ухудшатся скоростные показатели плавсредства.

Мощность, как основная характеристика мотора

Часто собственники лодок, решая, что купить, обращают внимание исключительно на мощность силового агрегата. Данный показатель определяет скоростные характеристики плавсредства. Покупать двигатель, основывая собственное решение исключительно на мощности, не рекомендуется. Необходимо учитывать и условия эксплуатации лодки.

Покупка винтового двигателя оправдана, если силовая установка соответствует следующим условиям:

  • мощность 2-6 л.с. — для компактных лодок, которые передвигаются на небольших скоростях;
  • 8-15 л.с. — для плавсредств длиной 3-3,5 метра;
  • более 20 л.с. — для лодок с высокой грузоподъемностью, способных преодолевать большие расстояния.

Приведенные выше параметры являются условными, так как при выборе силовых агрегатов рекомендуют учитывать и другие характеристики.

2-6 л.с.

Силовые агрегаты такой мощности устанавливаются на лодки, которые эксплуатируются на озерах или тихоходных реках. Эти моторы позволяют развивать скорость на уровне 5-10 км/ч.

2-6-сильные двигатели отличаются следующими особенностями:

  • один цилиндр;
  • двухтактный (бывают четырехтактные модели);
  • наличие встроенного бака для топлива;
  • наличие шпоночной защиты гребного винта.

С моторами этого типа плавучие средства не входят в режим глиссирования. Из-за длительной работы агрегат быстро изнашивается.

8-15 л.с.

Силовые установки этого типа характеризуются следующими особенностями:

  • два цилиндра;
  • наличие ручного механизма газораспределения;
  • управление осуществляется с помощью румпеля.

Моторные лодки такой мощности способны выходить в режим глиссирования. При высокой нагрузке мотор этого типа потребляет до шести литров топлива каждый час. Максимальная скорость плавательного средства с подобным агрегатом не превышает 30 км/ч.

Более 20 л.с.

Силовые установки большой мощности не востребованы у рыболовов. Объясняется это тем, что подобные модели потребляют много топлива. Моторы данного типа в основном четырехтактные с двумя цилиндрами. Нередко мощные двигатели дополняются функцией дистанционного управления и электрической системой запуска.

Выбор мотора для ПВХ лодки: двухтактный или четырехтактный?

Выбор мотора для ПВХ лодки зависит от условий эксплуатации плавательного средства. Четырехтактные модели стоят больше двухтактных. Однако первые отличаются хорошей экономичностью.

Двухтактный мотор

Двухтактные модели хорошо подходят для компактных плавательных средств, которые постоянно перевозят с одного места на другое. Силовые установки этого типа характеризуются следующими особенностями:

  • надежны;
  • выдерживают изменения температуры в пределах от -15 до +40 градусов;
  • недороги в обслуживании;
  • способны потреблять бензин марки АИ-92 (при условии наличия соответствующего фильтра);
  • небольшой вес.

Такие силовые установки неудобны тем, что имеют сильно дымный выхлоп, сильный шум при работе мотора, требуют смешения бензина с маслом.

Четырехтактный мотор

Выбор в пользу четырехтактных двигателей оправдан тем, что подобные модели отличаются следующими характеристиками:

  • средний расход топлива — от 0,4 л/час;
  • низкий уровень шума;
  • стабильная работа на низких оборотах;
  • меньший объем вредных выбросов.

Четырехтактные модели из-за конструктивных особенностей необходимо перевозить в определенном положении (указан производителем) и требуют обслуживания в специализированном сервисе.

Фиксация двигателя

Для рыболовных лодок рекомендуют приобретать двигатели с возможностью жесткого крепления к транцу. Однако такой вариант подходит для тех, кто отправляется на знакомые водоемы и реки. Жесткое крепление несет в себе определенную угрозу: из-за высоких волн или неожиданных подводных препятствий силовой агрегат может быть оторван от транца и утонет.

Уровни наклона двигателя

От угла наклона зависит сила сопротивления воды. При неправильной установке силового агрегата уменьшается мощность. Проверить угол наклона можно, двигаясь на средней скорости. Правильной считается такая установка, при которой нос лодки приподнимается над водой на 3-5 градусов.

Уровень наклона влияет на характер эксплуатации плавсредства. При движении по мелководью киль мотор задевает дно или растительность. В подобных случаях рекомендуют изменить угол наклона.

Рейтинг популярных лодочных моторов с ценами

Согласно сетевым отзывам и видео, представленным в интернете, в список популярных лодочных двигателей входят модели следующих марок:

  • Tohatsu;
  • Yamaha;
  • Honda;
  • Suzuki;
  • Mercury.

Помимо приведенных марок хорошие двигатели выпускает компания Nissan. Под этим брендом на российском рынке представлена 15-сильная модель NS 15 D2 1, признанная самой удобной в управлении. Этот агрегат подходит эксплуатации как в морской, так и речной воде и при передвижении по неглубоким водоемам.

Tohatsu

Продукция марки Тохатсу входит в число самых экологичных. У этого бренда востребованным считается 10-сильный мотор М 9,8 B S стоимостью от 90 тысяч рублей. Данный двигатель выделяется на фоне аналогов лучшим сочетанием цены и качества. Силовой агрегат отличается за счет повышенной экономичности и простой конструкции (отсутствуют мощные клапаны и система непосредственного впрыска топлива).

Также к числу востребованных моторов марки Tohatsu относится модель М 5В DS (стоимость от 60 тысяч рублей), характеризующаяся следующими особенностями:

  • наличие встроенного бака для масла;
  • усовершенствованный карбюратор;
  • три передачи (вперед, назад и нейтральная);
  • электронный запуск;
  • шесть уровней наклона;
  • алюминиевый корпус с антикоррозийным покрытием;
  • повышенная экономичность.

Основной недостаток моторов марки Tohatsu – низкая популярность в России. Из-за этого в случае поломок двигателей возникают сложности с покупкой расходных материалов.

Yamaha Motor

Компания Ямаха находится в верхнем списке крупнейших производителей винтовых двигателей для лодок. Под этой маркой выпускаются карбюраторные и инжекторные силовые агрегаты мощностью 3-300 л.с. Часть моделей дополнена фирменной системой прямолинейного впрыска топлива, осуществляемого под высоким давлением.

Лучшим силовым агрегатом японской марки считается модель 15 FMHS (цена — 115 тысяч рублей), мощность которой составляет 15 л.с. Установка этого типа отличается следующими характеристиками:

  • удобное румпельное управление;
  • повышенная надежность;
  • наличие функции увеличения тяги;
  • низкий уровень шума;
  • электронное зажигание.

Сходными характеристиками обладает модель 9,9 GMHS, оцененная в 115 тысяч рублей.

Honda

Среди лодочных моторов Хонда выделяется модель BF20DK2 SHSU стоимостью 220 тысяч рублей. Эта 20-сильная установка на 350 куб.см. дополняется электростартером и электрогенератором. Длина дейдвуда у модели составляет 433 мм.

Honda BF20DK2 SHSU выделяется за счет наличия эффективной системы охлаждения с водозаборниками, развернутыми по направлению движения. Такая особенность уменьшает уровень нагрузки, что испытывает помпа. Также в конструкции предусматриваются сетчатые фильтры, препятствующие проникновению в каналы посторонних предметов.

Suzuki

Модель Сузуки DF20AS, цена которого более 160 тысяч рублей, немного уступает Honda BF20DK2 SHSU. У этого мотора отсутствует электростартер.

Данный двигатель объемом 327 куб. см. с двумя цилиндрами имеет трехлопастный винт на 10 дюймов, который обеспечивает хорошее ускорение с места и работает как в чистой, так и загрязненной воде.

Если возникла потребность в приобретении маломощного мотора, то можно остановить свой выбор на двухтактной модели Suzuki DT9.9AS, уровень тяги которой можно увеличить до 15 л.с. Стоит силовой агрегат 103 тысячи рублей.

Mercury

Для компактных лодок удачным вариантом считается двигатель Меркурий МЕ F 2,5 М стоимостью 50 тысяч рублей. Этот четырехтактный мотор, мощность которого достигает 3,5 л.с., отличается тем, что выхлоп располагается под винтом. Такая особенность снижает уровень шума, издаваемого рабочим агрегатом.

Другая особенность модели заключается в высокой экономичности. Кроме того, двигатель обеспечивает хорошую тягу на низких оборотах.

Какой лодочный мотор выбрать у китайских производителей?

Китайские лодочные двигатели популярны на российском рынке из-за сравнительно низкой цены. Среди компаний, собирающих подобные моторы, выделяется марка HDX, которая выпускает следующие востребованные модели:

  1. Т 2,6 CBMS (цена — менее 20 тысяч рублей). Компактная модель, обеспечивающая ускорение до 9 км/ч. Этот двигатель потребляет в среднем 1,3 л/час. Выхлоп размещен в районе винта, а на румпеле расположен регулятор газа.
  2. Т 5 BMS (цена — 45,5 тысячи рублей). 5-сильная модель марки HDX дополняется топливным баком объемом 1,5 литра, что недостаточно для длительных путешествий по воде. Двигатель в сравнении с другими подобными продуктами из Китая выделяется надежной конструкцией.
  3. Т 9,9 BMS (цена — 79,5 тысячи рублей). Третья модель марки HDX, мощность которой ограничена 9,9 л.с. При необходимости этот показатель можно довести до 15 л.с., внеся незначительные изменения в конструкцию силового агрегата. Основу двухтактного мотора составляет двигатель марки Yamaha.

Другая китайская марка Hidea, как и HDX, также выпускает «клоны» популярных лодочных агрегатов. Продукция этой компании зарекомендовала в себя в России как надежная и прочная.

Зачем необходим электрический мотор?

Российские владельцы компактных лодок предпочитают электрическим двигателям бензиновые. Но в последние годы тенденция изменилась. И вдобавок к мощным бензиновым моторам берут небольшие электрические.

Электромоторы выделяются на фоне бензиновых аналогов бесшумной работой. Также подобные модели не загрязняют окружающую среду. По цене электромоторы и маломощные бензиновые аналоги практически одинаковы, так как вместе с первыми необходимо приобретать зарядное устройство и аккумулятор.

Основная задача электромоторов удерживание лодки при дрейфе или использование в качестве основного мотора для небольшой лодки в стоячем водоеме и при троллинге. Электромоторам посвящена отдельная подробная статья на нашем сайте.

Как выбрать спиннинг. Тест и класс спиннинга

Перед приобретением спиннинговой снасти, чтобы понять, как правильно выбрать спиннинг, необходимо разобраться по каким критериям производится выбор, узнать о тонкостях принципа работы удилища и катушки, требованиях предъявляемых к ним, ознакомиться с характеристиками элементов снасти, а также терминами используемыми при ее описании.

В данной статье пойдет речь о следующем :

Электронная книга “Рыбалка для начинающих” ответит на все ваши вопросы и будет лучшим помощником в освоении этого занятия. Подробнее

Назначение спиннинга

Термин – «спиннинг», применяемый к удилищу, также как и одноименное название снасти, происходит от английского слова – spinning – «вращение». Спиннинговое удилище является составной частью спортивной снасти, состоящей из удилища, катушки, лески (плетеного шнура) и искусственной приманки. Рассмотрим принцип работы снасти, для которой необходимо спиннинговое удилище.

Леска, намотанная на катушку, которая в свою очередь крепится к удилищу специальным приспособлением (катушкодержателем), продевается через пропускные кольца спиннинга. Конец лески, соединяется с искусственной приманкой специальным узлом или карабином. С помощью спиннингового удилища, приманка забрасывается в водоем, населенный, как правило, хищными представителями водной фауны. Вращением катушки с определенной периодичностью и интенсивностью, приманка приводится в движение, имитируя естественного обитателя водоема (рыбу, рака, насекомых и т.д.) тем самым провоцируя хищника на атаку.

Реакция хищника на приманку, определяется по поведению снасти, в некоторых случаях, когда речь идет об активной рыбе, она выражается ударом в удилище или его подергиванием. В арсенале опытного спиннингиста, имеется внушительный набор признаков -“поклевок”, свидетельствующих о проявлении интереса к приманке, требующих ответной и очень часто, незамедлительной реакции с его стороны.

Напрашивается вывод, что спиннинговое удилище, как часть оснастки, служит для осуществления заброса и проводки приманки, определения поклевки, подсечки и вываживания объекта ловли.

В спиннинговой снасти, поплавков нет и наверное не предвидятся, так что все на ощущениях. Почувствовали – подсекли, не заметили поклевку – рыба выплюнула приманку и не поминай лихом.
Неудачный выбор спиннинга на начальной стадии его освоения, приводит к тому, что многие поклевки хищника остаются не замеченными, а частые безрезультатные рыбалки могут стать причиной разочарования и надолго отбить желание от занятия спиннинговой ловлей.

По этой причине, при выборе спиннинга необходимо учитывать тот факт, что для распознавания клева хищной рыбы без поплавочной снастью – удилище должно быть очень чувствительным. С этой целью, для каждой весовой категории вылавливаемой рыбы, от мелкой (легкой) до очень крупной (очень тяжелой), используется специальный класс удилища, отвечающий обязательным требованиям, основным из которых является мощность удилища.
Под “мощностью” подразумевают способность удилища выдерживать определенные нагрузки, обусловленные процессом ловли и рассчитанные для каждого класса спиннинга.

Класс мощности спиннинга

Условная классификация спиннинговых удилищ подразумевает четыре основных класса : Легкий, Средний, Тяжелый, Экстра-тяжелый; и три промежуточных – Ультра-легкий, Средне-легкий, Средне-тяжелый, которые отражены в таблице в следующем порядке; общепринятое название класса – его английское обозначение – сокращенное обозначение латинскими буквами.

  • Ультра -легкий – Ultra Light – UL.
  • Легкий – Light – L.
  • Средне -легкий – Medium Light – ML.
  • Средний – Medium – M.
  • Средне- тяжелый – Medium Heavy – HM.
  • Тяжелый – Heavy – HM.
  • Экстра- тяжелый – Extra Heavy – HM.
Читайте также:  Кормушки для фидера

Если на удилище отсутствует информация о классе удилища, то получить ее можно руководствуясь таким понятием как “тест по весу приманки”, маркировка которого, обязательный атрибут удилища любого производства.

Тест удилища по весу приманки

Для каждого класса удилищ имеется ограниченный диапазон весов приманок, рекомендованный производителем для использования с ним, который принято считать тестом удилища по весу приманки. Рекомендации производителя основаны на точном расчете и проверочном тестировании снасти приманками определенного веса, с которыми удилище показывает наилучшие характеристики и полностью реализует заложенный в нем потенциал.

Протестированный диапазон веса приманок обозначается на удилище, двумя разделенными дефисом числами, соответствующими минимальному и максимальному значению массы рекомендованных приманок. Именно с этими приманками, данного диапазона весов, бланк – рабочая часть удилища исключающая рукоять, сохраняет лучшие характеристики.

На спиннингах азиатского производства, составляющих основную часть среднебюджетных удилищ, часто встречаются следующие обозначения теста по весу: «C.W.15-40g» или « 15-40g» буквы “CW” первые буквы фразы “Casting Weight” дословно означающие “забрасываемый вес 15-40г.” или «lure 4-18g» – “приманка 4-18г”.

Некоторые англоязычные производители спиннинговых удилищ, тест по весу приманки обозначают в долях от унции авердюпуа, например: «1/4-3/8 oz». Вес унции авердюпуа равен 28,35 г. Несложно перевести в граммы, умножив значения в долях от унции на 28.35г. и получив в округленном виде тест по весу приманки в граммах «7.1-10.7г.». Для тех кто подзабыл правила умножения дроби, напоминаю: для значения теста 28.35г. умножаем на 1 и делим на 4 получаем – 7,0875г. – округляем до 7,1г., для вычисления второго значения теста поступаем аналогично.

Если вес используемой приманки, превышает значение рекомендованное производителем, велика вероятность надлома удилища при силовом забросе. При использовании приманок весом меньше минимального значения теста, существенно ограничивается дальность их полета, по той причине, что остается не реализованным бросковый потенциал удилища, рассчитанный на больший вес приманки.

Соответствие теста по весу приманки с классом спиннингового удилища:
  • Ультра – легкий – Ultra Light – UL – 1-7г.
  • Легкий – Light – L – 3-14г.
  • Средне – легкий – Medium Light – ML – 5-20г.
  • Средний – Medium – M – 10-30г.
  • Средне – тяжелый – Medium Heavy – MH – 15-40г.
  • Тяжелый – Heavy – H – 20-50г.
  • Экстра – тяжелый – Extra Heavy – EH – от 60 и выше.

Если вы решите удилищем «среднего» класса, забросить приманку весом в 2г., не беда, вы ее просто не добросите до нужного места или заброс будет не точным, а вот если «ультра-легким» бросить вес в 30г, можете сломать хлыст удилища или в лучшем случае, перегруженным спиннингом не получите результативный заброс. Необходимо строго соблюдать соответствие веса используемой приманки, с тестом по ее весу, указанному на удилище, особенно касательно максимально допустимых его значений (верхнего предела).

Обозначение класса удилища встречается не на всех спиннингах, а «тест по весу» – обязательная маркировка бланка, по которой всегда можно определить класс удилища, используя вышеприведенное соответствие. Например: на бланке указан тест- «20-50g», значит перед вами удилище «тяжелого» класса «Heavy» сокращенно «HM». Можете смело швырять приманки от 20 до 50 грамм, для приманок это значительный вес и размер, а следовательно ловить на них предполагается крупную рыбу (сом, таймень, глубинная щука и т.д.).

Удить мощным спиннингом тяжелого класса мелкую рыбу, бесперспективное занятие. Мощный спиннинг малочувствителен и поклевка мелкой рыбы, в большинстве случаев, остается не замеченной. Для мелкой и средней рыбы (окунь, форель, не крупный голавль и т.д.) подходят удилища “легкого” и “ультра-легкого” класса.

Высокочувствительные спиннинги класса «Ultra Light» с тестом 1-7г, рассчитанные на использование с ними миниатюрных приманок, забросить которые, удилищем другого класса, при этом получив максимальную дальность полета , практически невозможно. Удилища “ультра-легкого” класса очень тонкие и хрупкие, требуют бережного и деликатного обращения. Обладателем этого класса удилища можно становиться только после приобретения определенного опыта в обращении с “легкой” снастью.

Для освоения спиннинговой ловли и всех ее тонкостей, таких как; дальний и точный заброс приманки, маятниковый заброс, умение бросать приманку с любой стороны корпуса, грамотно и правильно подобранная техника проводки, красивая и “нежная” подсечка и много другого, подходит спиннинг “средне-легкого” класса с тестом “5-20г”.

Такое удилище может “простить” начинающему спиннингисту некоторые ошибки, при этом, не огорчив его своей поломкой.

Случаются ситуации, когда на мелкие и легкие наживки, клюет крупная рыба, которую выудить легкой снастью непросто даже опытному рыболову. Напрашивается вопрос: «Что же делать в подобном случае? Не обрывать же леску?» Правильно подобранная леска, с учетом ее разрывной нагрузки и мощности спиннинга, оборвется сама. Если размер лески выбран не грамотно, вариантов может быть несколько.

Худший из них, если фрикционный тормоз катушки перетянут, в этом случае в момент подсечки возможен надлом удилища (большая часть хищников при засечке на крючок, усиленно сопротивляется, при этом осуществляя внушительные рывки)

Из – за недостаточной мощности спиннинга, придется ослаблять фрикцион во время вываживания, тем самым снижая нагрузку на удилище, любая неточность с регулировкой фрикционного тормоза (перепутали направление регулировки тормоза или не достаточно ослабили его) станет причиной поломки удилища. Чрезмерно ослабленный фрикционный тормоз осложняет вываживание хищника, позволяя ему запутывать леску, заводя ее в убежища (коряжник, камыш и т.д.), не препятствует вываживаемой рыбе совершать различные маневры и пируэты, с помощью которых она очень часто сходит с крючка.

Тест по леске

Избежать подобные ситуации поможет следующее правило: “С каждым классом удилища необходимо использовать только ту леску, максимально возможную разрывную нагрузку которой, способно выдержать удилище”.

На английском сленге это правило уместилось в фразу: «line test» – «тест линии», означает – тест на разрывную нагрузку лески или сокращенно “тест по леске”.

Тест по леске подтверждает тот факт, что удилище прошло испытание с леской, разрывная нагрузка которой указанна на бланке, а способность удилища выдерживать нагрузку, заявленную тестом по леске, гарантированна производителем. Измеряется тест по леске в либрах или килограммах и маркируется на бланке удилища соответственно: “LB”-либра или “kg”-килограмм.

Для примера рассмотрим маркировку удилища изображенную на фото. «line 4-10LB» означает, что с данным спиннинговым удилищем можно использовать леску от 4Lb до 10Lb. Одна либра соответствует 460 г – 0,46 кг, умножив 0,460 кг на 10Lb, получим 4.6кг. – максимально допустимый предел прочности лески,которую можно использовать с этим спиннингом. Леску с прочностью меньше нижнего предела – 4Lb – 1,84 кг не рекомендуется использовать, так как она может рваться при забросе приманок, допускаемых тестом по весу.

Напрашивается вывод: удилище с тестом по леске – Line 4-10Lb, способно выдержать максимальную нагрузку в 4,6 кг. и больше его нагружать не следует, по рекомендации производителя.

Возьмите за правило, не применять леску выше допустимого теста, если хотите сохранить удилище. При умелом подходе, используя заявленную производителем леску, можно выудить рыбу на 30-40% больше максимально допустимого веса, используя безынерционную катушку с хорошо отрегулированным фрикционным тормозом.

Ниже приведено соответствие разрывной нагрузки лески с тестом удилища по весу приманки, в следующем порядке: общее название класса удилища; сокращенное английское обозначение класса удилища; значение теста удилища по весу приманки; максимальный диаметр используемой лески – максимально допустимый предел прочности лески.

  • Ультра легкий – UL – 1-7g – 0,18 мм – не более 2.5 кг.
  • Легкий – L – 3-14g – 0.20 мм – не более 4,25 кг.
  • Среднелегкий – ML – 5-20g – 0.22 мм – не более 5.0 кг.
  • Средний – M – 10-30g – 0.25 мм – не более 6.0 кг.
  • Среднетяжелый – MH – 15-40g – 0.30 мм – не более 8.0 кг.
  • Тяжелый – H – 20-50г – 0.40 мм – не более 12.0 кг.
  • Экстратяжелый – EH – 60-150g – 0.50 мм – не более 20.0 кг.

При применении плетеного шнура, следует учитывать, что его диаметр будет меньше, а максимальная разрывная нагрузка должна соответствовать табличному значению для моно лески, рекомендованной выбранному классу удилища. Многие производители лески указывают ее разрывную нагрузку на бобине.

К примеру, на моно леске фирмы «Дайва», мы видим на фото, имеется маркировка «6LB». В случае с нашим примером для удилилища с тестом «line 4-10Lb», даже нет необходимости переводить либры в килограммы, так как маркировка теста на спиннинге и на бобине лески указывается в либрах.
Разрывная прочность лески «6Lb» укладывается в указанный диапазон теста по леске, и еще 4 lb (1,84кг.) остается в запасе.

В картинной галерее мужчина долго стоит возле одной картины. Потом подходит к директору и просит дать ему телефон художника.
– Вы хотите купить эту картину?
– Нет, я хочу узнать, где он писал этот пейзаж.
– Мне кажется, что в этой речке должна водиться форель.

Тест спиннинга – что это такое и для чего он нужен?

При изготовлении современных спиннингов используют металл, углепластик и стекловолокно. Подобное удилище может применяться при ловле различной рыбы.

  • Что такое тест спиннинга? ↓
  • Классификация спиннингов по тестам ↓
  • Дополнительные рекомендации ↓

При этом можно выделить следующие характеристики, присущи этому типу удилища:

  • длина.
  • тест.
  • строй.
  • класс.

Из всех вышеперечисленных характеристик выделим тест и поговорим о ней более подробно.

Что такое тест спиннинга?

Различие удилищ с разным строем:

В прошлом столетии мало кто обращал внимание на подобную характеристику. Многие производители выпускали спиннинг, который был представлен алюминиевыми трубками.

Использовать подобное удилище можно было для заброса любой приманки. Наиболее важным показателем приманки является ее вес. Дальность полета приманки при забросе играет большую роль во время рыбалки, но производители не обращали тогда внимания на это.

Так, тяжелая блесна летела далеко, а с легкими обстояло дело намного хуже. Старые спиннинги не предназначались для дальнего заброса блесны.

После прохождения долгого времени с момента начала производства подобного типа удилища стало возможно его использовать для заброса приманки всего в несколько граммов. При этом она летит на очень большое расстояние.

В переводе с английского языка, это слово означает «испытание». Тест проводится для определения диапазона наживок, которые могут использоваться.

При рассмотрении вопроса теста спиннинга можно отметить следующие нюансы:

  1. Тест зависит от упругости и массы хлыста удилища.
  2. Тип и размещение пропускных колец также оказывает влияние на данный показатель.
  3. При выборе следует обращать внимание на паспортные данные, которые, как правило, производители наносят рядом с рукояткой. Именно там можно найти данные характеристики ТЕСТ.

Подобная информация является рекомендацией от производителя. К примеру, можно встретить надпись «10-30g». Подобная надпись означает, что рассматриваемый спиннинг предназначен для блесны весом от 10 до 30 грамм.

Минимальный показатель веса означает, что меньшая наживка не может быть заброшена на большое расстояние, максимальный – какой вес блесны может быть использован без перегрузки удилища. Как правило, используются единицы измерения: граммы или унции.

Классификация спиннингов по тестам

По показателю теста проводится условная классификация удилищ. Подобную классификацию можно назвать условной по причине того, что не все производители придерживаются этим нормам.

Подобная особенность связана с тем, что они используют разные критерии определения типа спиннинга.

Большинство производителей рыболовных снастей придерживаются следующей классификации:

  1. Сверхлегкий класс. Условное обозначение «UL». Может использоваться для заброса блесны весом до 7 грамм. Довольно редкий вариант исполнения удилища.
  2. Легкий класс. Условное обозначение, встречающееся в паспорте, «L». Подобный спиннинг используется для заброса наживки весом до 10,5 грамма.
  3. Средне-легкие спиннинги могут использоваться для заброса наживки весом от 4 до 17 грамм. Обозначение этого варианта исполнения – «ML».
  4. Средние по тесту спиннинги позволяют проводить заброс блесны весом от 18 до 21 грамм. Обозначаются буквой «M».
  5. Среднетяжелые спиннинги могут использоваться для заброса наживки весом 28 грамм. Обозначают подобный вариант исполнения буквами «MH».
  6. Тяжелые спиннинги из-за своих конструктивных особенностей могут использоваться при забросе наживки от 35 до 42 грамм. Обозначается в паспорте буковой «H».
  7. Сверхтяжелые, получившие обозначение «XH», может при правильном использовании далеко забросить блесну, вес которой превышает показателя 42 грамм. Наиболее дорогой вариант исполнения спиннинга, который, как правило, необходим для ловли трофейной рыбы, зачастую, с агрессивной повадкой во время поклевки.

Дополнительные рекомендации

Многие не обращают внимания на классификацию удилища по тесту. Что же происходит, если используется приманка из нерекомендуемого диапазона по весу?

Рекомендация по весу используемой блесны проводится по следующим причинам:

  1. Более легкая приманка не будет чувствоваться рукой спиннингиста. В этом случае удилище теряет все свои основные характеристики и становится обычной палкой.
  2. Больший вес приманки приведет к созданию запредельной нагрузки на вершине спиннинга. Подобная ситуация может привести к поломке удилища. При выполнении проводки, использование блесны весом вышеуказанной нормы, обусловит сильную изогнутость спиннинга, а это приводит к нулевому показателю чувствительности во время поклевки.

При выборе спиннинга стоить учитывать вес блесны, которую планируется использовать в будущем. К сожалению, универсального варианта исполнения не существует.

Именно поэтому при активной рыбалке, когда постоянно нужно менять приманку в зависимости от благоприятных условий для ловли определенной рыбы, приходится приобретать несколько вариантов исполнения спиннинга.

Не стоит обращать внимание на редкие варианты удилищ (к примеру, сверхлегкие или сверхтяжелые). Они предназначены для специфической рыбалки. Наиболее ходовые: легкие, средние и тяжелые удилища.

Также не стоит забывать о том, что популярность производителя обуславливает наличие запаса прочности, хорошее качество сборки.

В некоторых случаях, при использовании блесны весом, приближенным к показателю верхнего предела, а также поклевке трофейного экземпляра, снасть не выдерживает нагрузки, что является показателем плохого качества сборки. Большинство известных производителей изготавливают спиннинги с большим запасом прочности.

Ссылка на основную публикацию