Собираем подставку для удочек своими руками
Подставка для удочек — это приспособление, облегчающее ловлю рыбы. Используя держатели на берегу, нет необходимости держать удочки в руках.
Виды подставок под удочку
Многие рыбаки выбирают держатели, сделанные своими руками, но можно приобрести и уже готовую продукцию.
Крепления для удилищ должны отвечать следующим требованиям:
- Жесткая фиксация удочки.
- Высота выполняется с учетом размещения удилища под углом 45−50°.
- Фиксатор должен быть гладким, чтобы не поцарапать спиннинг.
Конструкции подставок для спиннингов делают в зависимости от условий рыбалки. К основным видам относятся:
- Деревянные колышки.
- Комлевые подставки.
- Одиночные стойки из металла.
- Род-поды.
Деревянные колышки
Самым простым креплением считаются деревянные колышки. Их можно сделать на месте рыбалки из растущих на берегу водоема кустов или деревьев. Преимущество деревянных подставок в том, что они не требуют денежных затрат. Но использование таких держателей не всегда возможно, так как в некоторых местах ловли рыбы нет растительности или грунт не подходит для забивания колышка.
Комлевые подставки
Некоторые рыбаки используют комлевые держатели, достоинством которых является то, что удилище закрепляется за рукоять, а извещателем клева служит конец удочки.
Отмечают следующие достоинства такой подставки под удилища:
- надежность — крепко держит снасть и не позволяет ей смещаться;
- компактность;
- простота использования;
Основным недостатком является невозможность применения в ветреную погоду, так как можно пропустить поклевки.
Одиночные стойки из металла
Этот вид конструкций бывает одинарным и двойным.
При использовании можно регулировать наклон удилища. Есть варианты комплектации, в которых используется комлевой задний держатель удилища.
Одиночные стойки удобны тем, что ловить рыбу можно в разных местах, это позволяет снизить случаи спутывания соседних лесок удилищ.
На плотном грунте делают стойки, вкручивающиеся в землю. Но на поверхностях из досок или камней закрепить удилище таким способом невозможно.
Род-поды
Это универсальные держатели, устанавливаемые на любом берегу. Род-поды состоят из соединенных между собой передних и задних стоек и имеют 4 опоры, что делает конструкцию устойчивой к порывам ветра.
На род-подах размещается до 5 удочек. Дополнительно на держатель устанавливается сигнализатор поклевки.
Самыми надежными конструкциями считаются подставки с треногой, так как центр тяжести находится в месте соединения треноги с перекладинами.
Род-поды удобны тем, что на них регулируется высота стоек, наклон перекладины относительно стоек, а также расстояние между перекладинами.
Из недостатков отмечают большие габариты, длительность сборки и близкое расположение удочек друг к другу.
Как сделать держатель своими руками
Для экономии денег рыбаки делают держатель для удочки своими руками.
Используемые материалы
Самодельная подставка под удочки не требует больших затрат и усилий. Ее легко изготовить из подручных материалов.
Простую подставку для 1 спиннинга делают из толстой проволоки, трубки или лыжной палки. Держатель для 2 и более удочек изготавливают из проволоки, согнутой по спирали, которая крепится к палкам от лыж.
Любители ловли (рыбалки) взаброд делают держатели, которые надевают на пояс. Изготавливаются они из сшитых кусков брезента и ткани. В слои ткани вставляется пластиковая трубка для рукоятки удочки.
Держатели можно сделать из вешалки. Для этого у вешалки нужно отрезать крючок и обмотать веревкой нижнюю часть. Для перемещения лески нитки необходимо наматывать на расстоянии 6 см. Вместо сигнализатора можно применить колокольчик. По такой же схеме необходимо сделать вешалку и для заднего крепления удилища. В верхнюю часть вешалки вставляется металлический прут и закрепляется на стойках.
Еще подставки делают из фанеры.
Чертежи и инструменты
Для того чтобы самостоятельно сделать держатель удочки, достаточно нарисовать эскиз, а схемы и чертежи не обязательны. Также потребуются различные инструменты:
- топор или большой нож (для изготовления деревянных колышков);
- шило и толстая нить (для набедренного держателя);
- ножницы и лобзик (для держателя из фанеры).
Чтобы сделать подставки для удочек своими руками с фанерными планками, необходимо вырезать из листа фанеры 2 планки. В передней планке лобзиком сделать углубления для удочек. В задней планке нужно прорезать много отверстий, чтобы удерживать удочку под разными углами. Потом планки необходимо соединить с кольями или трубками с помощью шурупов. Готовую конструкцию требуется покрасить.
Самодельный род-под
Род-под изготавливается по следующей схеме:
- Изготовление ножек. Для этого подойдут трубки из нержавеющей стали или штатив.
- Подготовленные ножки привариваются к круглой площадке (шайбе).
- На третьем этапе изготавливается верхняя часть. Для этого одна пластина из металла приваривается к шайбе, а вторая — к отдельной трубе. После этого 2 пластины скрепляются между собой болтом. Бузбары и стойки для них можно купить готовые. Стоимость их небольшая, а покупка новых позволит сократить время изготовления род-пода.
- На последнем этапе всю конструкцию нужно покрасить.
Подставки для лодки
Для рыбалки с лодки подставки крепятся к бортам или сидению. Распространенным материалом для крепления является пластик.
Закрепить держатель в лодке можно несколькими способами:
- болтами;
- струбцинами;
- шурупами;
- клеем.
Болтами держатель можно крепить только к деревянным и пластиковым лодкам, так как необходимо делать отверстия в бортах.
Шурупами держатели крепятся к бортам деревянных лодок и к сидениям надувных. Но такие крепления могут расшатываться от вибрации, в результате чего повреждается подставка и есть риск потерять удочки.
Крепление на струбцинах не повреждает лодку, но при установке на сидении мешает рыбаку.
Соединение на клее чаще всего используется на резиновых лодках и катерах.
Для надувной лодки изготавливается подставка с регулировкой наклона и фиксируется в любом положении. Дополнительно конструкция оборудована задним упором для крепления удочки. Также в лодке устанавливают подставку-стакан. Он удобно закрепляет удочку во время движения лодки.
Держатели для лодок бывают двух видов:
- совмещенные (цельные подставки);
- раздельные (отдельные конструкции устанавливаются на лодочные крепления);
По конструкции подставки делятся на 2 типа:
- вертикальные (рукоять удилища помещается в стакан);
- горизонтальные (в передней части установлена рогулька, сзади — кольцо).
По количеству мест держатели бывают:
- одиночные;
- двойные;
- тарги.
Тарги предназначены для крепления нескольких удочек. Это согнутая труба с прикрепленными стаканами.
Якорь для лодки ПВХ своими руками
Лодка является одним из главных помощников рыболова. Без нее не обойтись на диких водоемах, тем более, если они не имеют чистых берегов и обычной удочкой рыбы не поймаешь. Если рыболов располагает лодкой, то имеется возможность ловить на любом участке акватории. К сожалению, лодка должна иметь якорь, для фиксации.
Особенно это актуально при наличии течения. Его можно либо купить, либо сделать самому, что, во-первых, интересно, а во-вторых, не займет много времени и средств.
Требования к якорю
Для начала лучше определиться с тем, нужен ли якорь для лодки вообще. Как показывает практика, почти в 90 % случаев, якорь просто необходим. При его наличии можно просто заниматься рыбной ловлей, и не думать о том, что лодку может унести ветром или течением.
Подобный элемент лодки должен иметь следующие характеристики:
- вес якоря должен соответствовать не менее 10 % веса самой лодки;
- его масса должна быть больше 1 % длины лодки.
Основные характеристики якорей
Чтобы якорь смог удерживать лодку при любых условиях, следует брать во внимание все факторы:
- определиться с максимальной высотой волн;
- рассчитать максимальное усилие ветра;
- взять во внимание характер дна лодки;
- правильно подобрать трос для якоря.
Особое внимание следует уделить качеству троса, поскольку он будет подвергаться большим усилиям. Чем больше вес лодки, тем на большие усилия должен быть рассчитан трос.
Для якорей применяются два вида канатов:
- искусственные. Они имеют длительный срок службы, так как не поддаются гниению;
- натуральные. Мало применяются из-за малой устойчивости против влаги.
Как правило, трудно подобрать якорь на все случаи жизни, особенно в магазине.
Чтобы самодельный якорь выполнял свои функции в полной мере, следует провести ряд наблюдений:
- ознакомиться с погодными условиями места рыбалки;
- определиться с конструкцией;
- заняться подготовкой необходимых материалов;
- поинтересоваться у опытных рыболовов на предмет более удачной конструкции.
Если придерживаться следующих рекомендаций, то якорь будет полностью соответствовать своим характеристикам:
- удерживать лодку на одном месте;
- легко сниматься с дна водоема;
- иметь небольшой вес;
- иметь компактные размеры и не занимать много места;
- быть устойчивым к коррозии;
- хорошо работать на конкретном водоеме.
Достоинства самодельных якорей над магазинными
Довольно часто, вместо реальных якорей, рыбаки применяют подручные средства, в виде камней, кирпичей, балласта с песком и т.д.
Как правило, они обладают малой эффективностью:
- такие подсобные устройства не компактные и занимают много полезного пространства лодки;
- если имеются острые углы, то они могут повредить лодку;
- на установку такого якоря тратится много полезного времени.
Применение подобных устройств оправдано в том случае, если дно водоема твердое и чистое. Несмотря на это, заводские конструкции не всегда отвечают необходимым требованиям.
К недостаткам можно отнести:
- высокую, порой не оправданную цену;
- изделия могут оказаться просто бракованными.
Если взять во внимание вышесказанное, то якорь проще, дешевле и доступнее изготовить самому. Тем более, что рыболов понимает, какой именно нужен якорь, чтобы рыбалка была комфортной.
Виды якорей для лодки ПВХ своими руками — чертежи фото
Без якоря, тем более на течении, вряд ли можно рассчитывать на рыбалку вообще. Но это совсем не означает, что на водоеме без течения якорь не понадобится. Как правило, на любых водоемах могут присутствовать подводные течения. Кроме этого, ни дня не бывает без ветра, который способен гонять лодку по водоему без проблем. Наличие якоря поспособствует решению многих задач. В связи с этим не следует недооценивать наличие якоря, тем более, что сделать его самому не так уж и сложно. Самыми популярными на сегодняшний день являются следующие конструкции:
- якорь Холла;
- якорь-кошка;
- якорь-Курбатова;
- устройство в виде гриба для рыбалки на течении;
- якорь Денфорта, предназначен для любого характера дна.
Каждая конструкция обладает своими достоинствами и своими недостатками. Чтобы понять, какой из вариантов наиболее подходящий, нужно детально рассмотреть каждую конструкцию.
Простая модель разборного якоря
Чтобы его сделать нужно иметь следующие детали:
- металлическую трубу, диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
- одну гайку и одну втулку;
- четыре отрезка метала: два меньших и два больших;
- два кольца из метала;
- два килограмма свинца.
Сборка:
К концу трубки крепится втулка. Четыре полоски из стали послужат в качестве лап. Вся конструкция скрепляется гайкой. Для увеличения веса якоря, внутрь трубки заливается свинец.
Сварной якорь Курбатова
Это сварная конструкция, поэтому деталей понадобится меньше. Вот они:
- прут из стали;
- стальная проволока;
- металлические отрезки.
Из проволоки нужно согнуть, что-то похожее на веретено, и уже к этой заготовке привариваются остальные детали. За счет приваренных кусочков металла конструкция надежно удерживается на дне.
Якорь-кошка
Этот якорь отлично послужит для небольших надувных лодок из ПВХ. Как правило – это складная конструкции, которая занимает минимум полезного пространства. Конструкция довольно легкая и при наличии ветра ее нужно утяжелять. Лапы якоря крепятся к своеобразному веретену, согнутому из проволоки. Расположение лап можно регулировать, передвигая их по этой проволоке.
Пирамидальный якорь
Для изготовления подобной конструкции нужна форма в виде пирамиды. Как вариант, ее можно изготовить из листов железа. После этого, форма заливается расплавленным свинцом. Чтобы якорь можно было крепить, после заливки, в горячий еще свинец, вставляется отрезок проволоки. После того, как свинец застынет, проволока надежно укрепится в конструкции. Второй вариант позволяет обойтись без свинца. Он предусматривает крепление пластин различного размера, чтобы получилась пирамида. Достоинство такого способа заключается в том, что можно легко регулировать массу якоря, удаляя или прибавляя пластины. Это легко осуществить, если взять металлическую шпильку с резьбой, а в центре каждой пластины просверлить по отверстию. Вся конструкция может быть скреплена при помощи гайки. При этом, следует набрать платины так, чтобы самая маленькая оказалась внизу.
Некоторые советы по использованию якорей
Сделать якорь своими руками – это несложно. Намного сложнее научиться его эксплуатировать. Если этого не сделать, то потерять его не составит большого труда, а изготавливать якорь для каждой рыбалки – это очень накладно. Поэтому, важно знать, как порыбачить так, чтобы не потерять якорь.
Как не утопить якорь
Каждый водоем характеризуется своим типом дна, который может быть разным на различных участках одного и того же водоема. Поэтому, трудно определить на твердом или илистом дне находится приспособление, если не попытаться его изучить. К сожалению, большинство рыболовов этого не делают. Чтобы не оставить якорь на дне водоема, нужно проделать следующее:
- закрепить якорь к тренду;
- обеспечить его буйком;
- вытаскивать с помощью буйрепа.
Сколько нужно иметь якорей
Как правило, для нормального функционирования лодки ПВХ, достаточно одного якоря, тем более, при условии правильной эксплуатации. Главное, чтобы конструкция отличалась надежностью, а погодные условия благоприятствовали процессу рыбной ловли. Несмотря на это, лучше перестраховаться и брать с собой еще один якорь, как говорится, на всякий «пожарный» случай. При этом, очень важно учитывать характер дна водоема. Иногда приходится перемещаться от одного водоема к другому, где дно может быть совсем другим. Поэтому, лучше иметь два якоря: один должен предназначаться для твердого дна, а другой для илистого.
Заключение
Рыбалка – это увлекательное занятие, которое приносит человеку массу положительных эмоций, что способствует заряду бодрости и энергии. Но это бывает только при условии, когда рыболов продумал все до мелочей и взял с собой все необходимые принадлежности. Мало того, они должны быть качественными и соответствовать различным условиям ловли. Подобное определение относится и к лодочному якорю. Если это будет качественный и функциональный помощник, то кроме удовольствия, рыбалка не принесет негатива. Если элемент окажется некачественным, то процесс рыбалки может быть испорчен. Кроме огромной досады этот процесс ничего не вызовет.
Якорь для лодки ПВХ
Выбор якоря всегда являлся актуальной проблемой для всех рыбаков, которые предпочитают ловить рыбу с лодки. Качество работы якоря зависит от множества составляющих, которые невозможно собрать в одной модели, поэтому идеального и универсального якоря просто нет. Поэтому якорь для лодки ПВХ очень трудно выбрать.
Можно купить якорь в магазине или попытаться сделать его своими руками. Магазинная модель несколько отличается от самодельной, поэтому нужно учитывать все характеристики и склониться к выбору той или иной модели осознанно.
Как сделать якорь для лодки ПВХ своими руками чертежи и фото
Ловить без якоря в условиях течения, даже самого слабого, просто невозможно. Некоторые могут подумать, что на водоеме без течения можно отлично рыбачить без якоря, но это вовсе не так. Практически на всех водоемах есть подводное течение, бывают редкие исключения.
Также выбраться на рыбалку в безветренную погоду иногда просто нереально, поэтому иметь с собой якорь для лодки ПВХ обязательно. Рыбак, оснащенный якорем может решить гораздо больше задач на водоеме. А учитывая тот факт, что сделать якорь самостоятельно не очень сложно, то недооценивать его не стоит.
- Модель якоря Холла.
- Всем известный якорь-кошка.
- Нашумевший якорь-Курбатова.
- Якорь напоминающий по форме грибок.
- Универсальный якорь Денфорта, который подходит для рыбалки в любом водоеме.
У каждого вида якорей существуют свои недостатки, но большая часть из них перекрывается наличием преимуществ. Для того, чтобы детальнее разобраться со всеми плюсами и минусами стоит подробнее рассмотреть процесс изготовления каждого типа якоря.
Простая модель разборного якоря
- Отрезок металлической трубы диаметром 2.5 сантиметра и длиной порядка 27 сантиметров;
- Гайка и втулка;
- Два меньших отрезка металла и два больших;
- Два металлических кольца;
- Свинец – около 2 килограмм.
Процесс сборки простой модели разборного якоря выглядит следующим образом:
- Необходимо закрепить втулку на конце трубы.
- Четыре металлических отрезка будут отыгрывать роль лап якоря.
- Всю конструкцию необходимо зафиксировать с помощью гайки.
- Внутрь трубки необходимо залить нагретый свинец (требуется для увеличения веса).
Сварной якорь Курбатова
Для изготовления такого якоря потребуется меньшее число деталей, только рыболов должен иметь минимальные знания и навыки работы со сварочным аппаратом. Из-за сварной конструкции процесс сборки значительно упрощается, а количество деталей уменьшается.
- Стальной прут;
- Проволока из стали;
- Небольшие отрезки металла.
Процесс изготовления выглядит очень просто и все размеры указаны на схеме:
- Согните из стальной проволоки фигуру похожую на веретено.
- Приварите остальные детали к полученной конструкции.
- Якорь будет удерживаться на дне за счет веса отрезков металла.
Якорь-кошка
Для надувных лодок этот тип якоря считается оптимальным и будет служить вам отлично. Основным преимуществом такого якоря является его компактность, ведь в сложенном состоянии вся конструкция займет минимальное пространство внутри лодки.
Небольшой вес якоря имеет свои преимущества при транспортировке, но на сильном течении и при высокой скорости ветра придется добавить конструкции веса. Лапы фиксируются к веретену согнутому из тонкого металла, либо толстой стальной проволоки. Можно изменить их расположение несколькими простыми движениями.
Процесс изготовления такого типа якоря наглядно проиллюстрирован на схемах и фото.
Пирамидальный якорь
Этот тип якоря получил свое название из-за того что для его изготовления придется сделать конструкцию в форме пирамидки. Чаще всего рыбаки применяют для изготовления листовой металл. В эту форму необходимо залить свинец, для придания конструкции дополнительного веса.
Для обеспечения комфортного крепления якоря необходимо вставить кусок проволоки до того момента, как свинец остынет. Это позволит проволоке прочно закрепиться в якоре к моменту остывания свинца и надежность такой конструкции будет весьма большой.
Есть иной способ изготовления такого якоря без применения свинца. Вам потребуется закрепить металлические пластины так, чтобы образовалась пирамида (размер пластин должен быть разным). Это очень удобный способ, так как вы можете добавлять и удалять пластины увеличивая или уменьшая массу изделия.
Для быстрой замены пластин и изменения их количества необходимо просверлить в каждой по сквозному отверстию, а вместо проволоки вставить шпильку. Такая конструкция надежно фиксируется с помощью гаек. Пластины необходимо набирать по возрастанию, то есть чтобы самая большая была вверху.
Как сделать самодельный якорь для надувной лодки
Для начала рыболову нужно определится с тем необходим ли якорь для лодки ПВХ или можно комфортно рыбачить без него. Основные предназначения якоря заключаются в сохранении равновесия судна, что влечет за собой обеспечение безопасности пассажиров и рыболова. Якорь позволит зафиксировать лодку в одной точке без других манипуляций.
- Он должен весить порядка 10% от массы пустой лодки;
- Вес должен быть больше, чем 1% от всей длины судна.
Основные требования к якорю
Для того, чтобы сделать хороший якорь необходимо правильно рассчитать основные показатели и опираться на них во время изготовления:
- удостоверится о наличии на водоеме волн либо их отсутствии и примерной их высоте;
- приблизительно знать максимальную силу ветра в ваших широтах;
- какого типа дно в вашей лодке ПВХ;
- подобрать якорный трос с правильными свойствами и характеристиками.
На трос приходятся максимальные нагрузки, поэтому стоит позаботиться о его прочности. Примерная нагрузка на трос равняется десяти массам якоря.
- надежные синтетические канаты, которые практически не поддаются гниению;
- реже применяются тросы из натуральных материалов.
Вы не сможете отыскать якорь, идеально подходящий под все условия рыбалки.
Прежде чем сделать якорь для лодки ПВХ своими руками необходимо провести некоторые наблюдения и исследования, а уже после этого начинать процесс изготовления и отправляться на водоем с лодкой:
- прежде всего необходимо владеть информацией о погодных условиях на водоеме;
- выбрать оптимальный тип и конструкцию изделия;
- найти и подготовить все материалы, требующиеся для изготовления;
- изучить советы от опытных рыбаков, чертежи и фото якорей в глобальной сети.
- якорь должен обеспечивать надежную фиксацию плавательного средства в одной точке;
- конструкция должна легко доставаться с зацепов (иначе есть огромный риск потери изделия);
- он не должен быть слишком легким или тяжелым;
- должен быть компактным и не занимать много свободного пространства внутри лодки;
- материал должен поддаваться коррозии на минимальном уровне;
- подходить под дно в конкретных условиях рыбалки.
Плюсы якорей сделанных своими руками
Рыболовы очень часто забывают якорь дома, или у них просто нет возможности купить его или изготовить самостоятельно. Тогда в ход вступают разного рода подручные средства, которые обладают большой массой: гири, камни, кирпичи и прочее.
Эффективность подручных средств, использованных в качестве якоря слишком низкая, но у этого явления есть свои объяснения:
- большой вес сильно сковывает движения рыбака внутри лодки при управлении ею;
- надувную лодки можно легко повредить острыми углами;
- процесс надежной фиксации камня к веревке занимает много времени.
Применения подручных средств в качестве якоря оправдано лишь в условиях рыбалки на водоеме с каменистым дном.
Покупка якоря в магазине не гарантирует полноценное выполнение функций отведенных к нему.
- высокая цена на надежные модели;
- дешевые якоря часто продаются бракованными или с недостающими деталями.
Исходя из таких особенностей сделать якорь для лодки ПВХ своими руками является одной из лучших и оптимальных идей. При изготовлении якоря самостоятельно вы сможете учитывать как личные предпочтения, так и все особенности водоема и условия ловли.
Выбор оптимального якоря
Опытные рыболовы и охотники покупают якорь вслед за лодкой, так как знают что без него рыбалка превратится в испытание, но никак не станет отдыхом. Но правильно выбрать это изделие может далеко не каждый рыболовы.
Основным критерием выбора якорей является вес лодки со всей экипировкой. Опытные рыболовы уже давно проверили экспериментально каким должно быть соотношение веса якоря к массе лодки и обнародовали результаты:
- При весе судна до 150 кг необходимо выбирать якорь массой 1.5 килограмма, и фиксировать его на веревку диаметром около 2 миллиметров.
- Если ваша лодка весит 150 — 200 килограмм, то масса якоря должна составлять порядка 2.5 килограмм.
- Лодки весом от 250 до 500 килограмм необходимо оборудовать якорями около 3.5 килограмм.
- Если катер или лодка весит от 500 до 750 кг, то вес якоря должен составлять порядка 7.5 килограмм.
Если вы рыбачите на водохранилище с огромным количеством коряг на дне, то есть большой риск потери якоря. Если вы рыбачите на подобном водоеме, то следует привязать к якорю буй.
Можете заменить бой пустыми пластиковыми бутылками или пенопластом, некоторые применяют деревянные доски. В таком случае, оторвать якорь для надувной лодки ПВХ сводится к минимуму и вы сможете рыбачить без опасения.
Якорь: виды, выбор подходящего для лодок/малых судов, нюансы, изготовление самостоятельно
Сделать якорь полностью своими руками владельцев малых плавсредств побуждает не только достаточно высокая цена фабричных якорей. Стандартные якоря выпускаются массой от 5 кг, что для лодки водоизмещением до 500 кг многовато. Особенно, если выходят на ней в закрытую спокойную акваторию (пруд, небольшое озеро, реку). Места в посудине один только якорь занимает немало, и в крохотной лодчонке, такой, напр., как популярная вследствие своих высоких качеств лодка динги или скиф, держать неоправданно большой якорь неудобно. Но и становиться вместо надежного якоря на что попало нельзя.
Джозеф Конрад недаром назвал якоря «честными кусками железа»: пренебрежение надежностью якоря может стоить жизни судоводителю и пассажирам даже у самого берега. Самодельный якорь должен держать судно так же крепко, как патентованный фирменный, и теряться в грунте не чаще него. Надежность сверхлегких якорей из имеющихся в продаже не гарантирована. Фирменным сертификатам не верьте: никакой морской или речной регистр не включит в свой реестр якорь массой менее 5 кг. Запрещено международными правилами безопасности судовождения. А они, как и армейские уставы, написаны человеческими жизнями.
Рыбацкая лодка на якоре. Карикатура
Настоящий клубок проблем представляет якорь для лодки ПВХ. Во-первых, якорь лишь часть якорного устройства, состоящего из нескольких конструктивных узлов. Каждый из них по главному правилу сопромата «Где тонко, там и рвется» должен быть надежен не менее самого якоря. Разместить все это в надувной лодке просто негде. Во-вторых, когда надувные лодки бюджетной ценовой категории начали делать не из авторезины или прорезиненной ткани, а из пластика, оказалось, что и поднятый якорь в такой лодке может быть опасен – число несчастных случаев на воде, вызванных порывом баллона или днища лодки якорем, резко возросло.
Цель настоящей статьи – помочь начинающему судоводителю решить задачи выбора прототипа якоря для своего судна и рассказать, как правильно сделать якорь сообразно типу конструкции судна, его водоизмещению и условиям плавания. Существенная часть материала посвящена выбору и особенностям изготовления якорей для «сверхмалых» судов (до 0,5 т), эксплуатируемых на внутренних водоемах. Дно в них часто топкое, илистое или торфянистое; на таком трудно как обеспечить должную держащую силу якоря, так и не дать ему утонуть в грунте.
Примечание: у всех надувных лодок есть еще одно отличие от нормально водоизмещающих судов – очень малое сопротивление трения о воду. Надувная лодка цепляется за воду слабее, чем глиссер. С одной стороны, это хорошо для тихой воды, поскольку удержать лодку на течении легче. Но на волнении, наоборот, труднее, т.к. лодка-поплавок сильно дергает якорный канат. И встать на якорь надувной лодке тоже труднее: ему нельзя полагаться на то, что судно его потянет, уложит как надо на грунт и поможет за него зацепиться. Тут якорь для надувной лодки должен полагаться только на себя: сам укладываться правильно без рывка со стороны судна и обладать абсолютной цепкостью (см. далее).
Якорь ли кошка?
Людям, выходящим на рыбалку на старой лодке-резинке, все эти соображения могут показаться надуманными: как же, ведь известно, что издавна прижившийся якорь для резиновой лодки это кошка. И сделать ее несложно: три куска арматурин, из которых у двух расплющены концы, немного гнутья, немного сварки, и кошка готова. А цепкость кошки абсолютная, если ее правильно бросить. Недаром же кошки-зацепы используются и в других видах деятельности.
Во-первых, по держащей силе кошка якорь довольно-таки средненький. Правда, для лодки, которая скользит по воде чуть ли не как палый лист, это не так существенно. Существенно другое: на каменистом или топком грунте кошку очень легко потерять. Когда металлолом валятся везде под ногами, а мастер на работе и без бутылки позволял пользоваться в личных целях сваркой и гибочным станком, это не имело значения, но сейчас другие времена.
Во-вторых, и тогда происшествий на воде из-за якорей-кошек хватало. А ныне выяснилось, что кошка опасна на только в лодке ПВХ, но и в сшитой из фанеры без набора корпуса, как те же динги или скифы. Литые складные кошки безопасны, хорошо держат сверхмалое судно на любом грунте, компактны, но стоят нечестно дорого. Хотя для шитой лодки с жестким корпусом прим. 2,5-3,5 м длиной подойдет и самодельная складная кошка с поворотной лапой, см. напр. видео
Видео: самодельный якорь-кошка
Однако в лодке ПВХ и такая кошка оказывается громоздкой и травмоопасной для судна. Поэтому, включая то, что сказано выше, жители прибрежий большой воды, кошку якорем вообще не считают. А моряк никогда не скажет: «отдать кошку» или «встать на кошку», также как не скажет «бросить якорь». Кошка не якорь. Но кошку все-таки возможно превратить в якорь! Именно для надувной лодки малой воды водоизмещением до 300-400 кг. Причем очень компактный, удобный, надежный и безопасный. Как именно – к этому мы вернемся далее.
Основные правила
Вес и трос
Главное, что определяет надежность якоря – его масса, вес. Для гребных и моторных лодок с жестким корпусом длиной до 5 м массу якоря нужно брать не менее 1% от водоизмещения судна в полном грузу, но при водоизмещении до 500 кг – не менее 2,5 кг. Для тех же судов, снабженных постоянным или штатным съемным парусным вооружением, массу якоря увеличивают на 25-50%, на случай стоянки на якоре под рангоутом. Если якорь адмиралтейский (см. далее), его массу увеличивают еще на 20%. Прочность на разрыв якорь-цепи или троса должна быть не менее 50 весов якоря.
Примечание: надежность якоря многократно увеличивает замена части якорного троса, ближайшей к якорю, цепью. Для лодки длиной до 4,5 м и водоизмещением до 500 кг достаточно заменить цепью первые, от якоря, 1,5-2,5 м троса.
Массу якоря для надувных лодок, используемых во внутренних водоемах, целесообразно брать согласно их человековместимости. Формула расчета, если нет парусов и судно не более чем на четверых, проста: кладем на якорь столько кг, сколько людей держит лодка, и добавляем 0,5 кг. С парусами и цепью сложнее; общие данные сведены в таблицу:
Вместимость, чел | Масса якоря, не менее, кг (лодка без парусов) | Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов) | Масса якоря, не менее, кг (лодка с парусами) | Калибр якорной цепи, не менее, мм (лодка без парусов) |
---|---|---|---|---|
1 | 1,5 | 3,5 | 2,5 | 4,0 |
2 | 2,5 | 4,0 | 3,0 | 4,5 |
3 | 3,5 | 4,5 | 4,0 | 5,0 |
4 | 4,5 | 5,0 | 5,0 | 6,0 |
Примечание: если якорь адмиралтейский, его массу увеличивают на 20% против табличной.
Центр тяжести
Следующий момент – распределение массы якоря по его высоте (считая, что якорь стоит вертикально). Якорь, перетяжеленный вверху, будет волочиться по дну, подпрыгивая, и не зацепится за него. Якорь, слишком тяжелый внизу, может встать на пятку и тоже не зацепится, или его засосет в грунт. Центр тяжести (ЦТ) якоря должен приходиться на 1/6-1/8 его высоты, но у якорей разных типов его положение фиксировано. Поэтому произвольно менять пропорции якорей не позволяют себе и опытные судостроители. Если же это делать приходится, то нужно посмотреть, где находится ЦТ прототипа, в стандарте на него, или, если это неизвестно, то вычислить. ЦТ самодельного якоря должен находиться на той же относительной высоте, что и у типового якоря или проверенного на практике образца.
Вес и держащая поверхность
Важно также отношение массы якоря к площади его держащей поверхности, т.е. к поверхности лап, нормально заглубленных в грунт, противодействующей силе тяги со стороны судна. Якоря в этом отношении подчиняются закону квадрата-куба: при изменении размеров якоря его масса меняется по кубу, а держащая поверхность по квадрату. Если, к примеру, уменьшить размеры типового якоря под свою посудину, то его вес уменьшится относительно больше держащей поверхности, и якорь может потерять надежность. Поэтому размеры якоря нужно будет изменить так, чтобы отношение масса/держащая поверхность осталось в допустимых пределах. А начинающим – не мудрите с размерами выбранного образца.
Примечание: способ довести вес уменьшенного якоря но нормы – залить часть полого веретена (см. ниже), или полностью веретено, свинцом. Мы о нем еще вспомним.
Цепкость
Для сверхмалых шитых и надувных лодок особое значение приобретает цепкость якоря. Она характеризуется тем, какой нужен рывок за якорный канат/цепь, чтобы якорь лег в нужное положение, и сколько он при этом проволочится, прежде чем зацепится. Абсолютно цепкими считаются якоря, которые сами укладываются на дно как надо и тут же вгрызаются к грунт. Для любых маломерных судов следует выбирать именно такие.
Типы якорей
Якорями все плавающие по воде пользуются тысячелетия, и конструкций их придуманы тысячи. Но на практике прижились немногие – уж больно важен якорь для безопасности судовождения.
Типы распространенных в настоящее время якорей и названия основных частей якоря показаны на рис.:
Типы якорей для больших и маломерных судов
Если трос или цепь крепятся не к свободно болтающемуся кольцу – рыму – а к закрепленному жестко на веретене, или к скобе, поворотной либо закрепленной наглухо, то это уже не рым, а обух якоря. Очень часто небольшой рым или обушок крепят к тренду, а к нему привязывают тонкий линь – буйреп – с плавающим на поверхности воды буйком. Потянув за буйреп, чаще всего удается высвободить застрявший якорь, а если дергать за трос/цепь, то он только сильнее цепляется.
Примечание: что значит М, см. ниже.
Пропорции адмиралтейского якоря
Адмиралтейский якорь известен с каменного века: тогда он был деревянным с каменным штоком. Этот якорь надежен на любом дне, но, во-первых, тяжел, т.к. реализует не более половины потенциально возможной держащей силы, и громоздок. На старых парусниках его, поднятым, подвешивали к специальным, торчащим наискось из носа судна, мощным балкам – крамболам. Во-вторых, на мелководье или при падении уровня воды (напр., при отливе), судно может сесть днищем на торчащий вверх рог якоря. От громоздкости можно частично избавиться, сделав шток съемным. Большое преимущество адмиралтейского якоря – простота конструкции и пропорций, выверенных веками, см. рис. справа, и пригодность для судов любого водоизмещения, включая игрушечные кораблики. Чтобы получить размеры адмиралтейского якоря меньшего веса, прямые на рис. просто продлевают влево. Серьезный недостаток – слабая цепкость: чтобы шток опрокинул якорь в правильное положение и лапа вгрызлась в дно, за трос/цепь нужно довольно сильно потянуть и проволочить якорь. Адмиралтейский якорь можно рекомендовать для лодок, снабженных парусами и выходящих на большую воду.
Якоря Портера (точнее, Портера-Тротмана, на рис. именно он) и Нортилла (Northill) являются модификациями адмиралтейского. Используются редко, т.к. не лишены его недостатков, давая взамен мало преимуществ. Якорь Холла – поистине гениальная находка: Холл додумался возложить задачу штока на развалистые лапы с юбкой внизу, и, чтобы обеспечить полную цепкость якоря, сделал их поворотными. Якорь Холла для судов прим. от 5 т водоизмещения не имеет недостатков и в настоящее время абсолютно доминирует на флотах. Но он применим и для надувных лодок без парусов: слишком малое отношение веса к держащей поверхности в данном случае компенсируется малым трением лодки о воду. Поэтому даем и стандартные пропорции якоря Холла (см. рис.), для сверки с любительскими образцами.
Чертежи и размеры якоря Холла
Примечание: якорь Холла – технологические сложное изделие. Для его надежности важно и расположение центров тяжести его составных частей, что также нормируется.
Буква М на рис. с типами якорей обозначает якорь Матросова (см. рис.). В диапазоне водоизмещений судна прим. 1-100 т он оказывается надежнее якоря Холла при меньшей массе; особенно на слабом донном грунте. Нам якорь Матросова интересен тем, что способ создания держащей силы у него принципиально иной, чем у якорей адмиралтейского и Холла: якорь Матросова фактически однолапый. Этот способ позволяет создавать абсолютно цепкие якоря предельно малой массы для очень легких судов, чего нам и надо.
Якорь для надувной лодки пвх своими руками – поэтапный процесс
При рыбалке с лодки необходимо заранее продумать вопрос установки лодки в неподвижном состоянии, а значит – выбора якоря.
Виды якорей для надувной лодки пвх
Сразу следует отметить, что в настоящее время, запатентовано порядка 2000 якорей для надувных лодок ПВХ. Наиболее распространенными из них являются:
- Выбор якоря и основные требования к якорям ↓
- Как изготовить якорь своими руками ↓
- Курбатовский якорь ↓
- Что потребуется помимо якоря ↓
- Правильное использование якоря ↓
- Блиц-советы ↓
- Адмиралтейский. Это классический вид. Состоит из веретена, транца, двух рог, лап, штока, скобы и рыма. Главным преимуществом такого якоря – универсальность. Его можно использовать на водоемах с любым дном. К тому же, он отличается достаточно высоким коэффициентом держащей силы, а также простотой конструкции. Сегодня выпускается большое разнообразие якорей адмиралтейского типа. Основные его минусы:
- Сложность в обращении.
- Громоздкость.
- Высокая стоимость.
- Вероятность того, что за одну из лап может зацепиться и запутаться якорный трос.
- Якорь Портера. Во многом напоминает адмиралтейский, за исключением того, что лапы якоря крепятся перпендикулярно штоку с помощью болтов. Благодаря этому, он может раскачиваться со стороны в сторону. дополнительным преимуществом данного вида является то, что когда одна лапа погружается в грунт, другая прижимается к веретену. Благодаря этому обеспечивается более высокая удерживающая сила, а вероятность зацепиться якорным тросом за торчащую лапу практически сведена к нулю.
- Якорь Дэкфорта. Обладает высоким показателем удерживающей силы. Главным отличим является его конструкционная особенность – шток расположен не вверху, а в нижней части веретена. При попадании на дно, шток не позволяет якорю опрокинуться. Основным плюсом является то, что он глубоко зарывается в грунт. Но при использовании якоря Дэкфорта обязательно следует учитывать тип грунта, так как в некоторых случаях он может погрузиться до такой степени, что вытащить его будет весьма проблематично, а иногда и вообще невозможно. Основные недостатки:
- Неэффективен на водоемах с галечным дном.
- На больших глубинах может долго погружаться.
- Якорь Норхила. Обладает повышенной удерживающей силой. Принцип действия аналогичен адмиралтейскому. Достоинства:
- Высокий КПД. При одинаковом весе, коэффициент удерживающей силы у якоря Нордхила будет в 7 раз выше, чем у того же адмиралтейского.
- Удобство транспортировки.
- Компактность (складывается).
- Малый вес.
- Якорь плуг. Главная особенность его конструкции заключается в том, что он имеет всего одну лапу и при этом обладает довольно высокой удерживающей силой. Достоинства:
- Обладает высоким КПД.
- Быстро и надежно зарывается в дно.
- Малый вес.
- Компактный.
На сегодняшний день, якорь плуг является одним из наиболее эффективных при использовании на илистом или плотном песчаном грунте.
Кроме вышеперечисленных видов, наиболее распространенными и применяемыми можно считать следующие виды якорей: кошка, гриб, речной и некоторые другие. Например, якорь-кошка является достаточно популярным, так как имеет предельно простую конструкцию и при этом, эффективно работает. Якорь-гриб является лучшим решением для тех, кто любит ловить рыбу на водоемах с песчаным дном. А вот речной якорь в принципе считается самым универсальным, так как может использоваться на любой глубине и в любых речках.
Выбор якоря и основные требования к якорям
При выборе якоря стоит ориентироваться на такие критерии как:
- Коэффициент держащей силы. Рассчитывается либо по специальным формулам, либо из значений таблиц. Специалисты рекомендуют больше ориентироваться на вес якоря. В среднем, его масса должна составлять примерно 10% от грузоподъемности надувной лодки ПВХ. Вес якоря также можно определить по следующему соотношению. Он должна быть не менее 1% от длины лодки. Например, если длина 4,5 м. (450 см.), то умножаем это значение в (см.) на 0,01. В результате получаем, что для такой надувной лодки ПВХ, вес якоря должен быть не менее 4,5 кг.
- Обязательно нужно учитывать тип грунта в месте, где планируется рыбачить, а также характер и особенности водоема (глубины, сила течения, как часто бывают сильные ветра и прочие факторы). К примеру, на водоемах с большой глубиной рекомендуется использовать стандартный якорь плуг, а вот на водоемах с сильным течением либо якорь-гриб, либо якорь Норхила.
Также важными требованиями, предъявляемые к якорям для надувных лодок ПВХ являются: безопасность, удобство использования, компактность, универсальность.
Как изготовить якорь своими руками
Одним из наиболее распространенных и универсальных якорей, которые к тому же довольно просто изготовить самостоятельно, является якорь-кошка.
Для его изготовления понадобиться:
- металлический прут ил труба, длиной от 200 мм. – до 300 мм. и диаметром 25 мм. – 30 мм.
- небольшой кусок полой трубы, диаметров – 40 – 50 мм.
- монтажные кольца – 3 штуки.
- металлически листы – толщина 4-6 мм.
Этапы работы:
- Из металлических листов вырезать:
- Четыре полоски прямоугольной формы (размеры: ДхШ) – 50х20 мм.
- Четыре полоски с закругленными краями (размеры: ДхШ) – 50х20 мм.
- Восемь полосок с закругленными краями только с одной стороны и просвероить в них отверстия для крепления рук (ДхШ) – 80х20 мм (диаметр отверстий – 5-7 мм.).
- Четыре треугольника (лапы якоря).
- К основной трубе необходимо приварить монтажные кольца (сверху и снизу).
- Приварить к нижней части основы четыре полоски с закругленными концами (4 из 8).
- Оставшиеся полоски приварить к второй трубе. Она должна свободно перемещаться по первой.
- Просверлить отверстие в средних и длинных полосках – во-первых – по краям – а во-вторых, только с одной стороны.
- Приварить треугольники к данным полоскам (к сужающимся сторонам). В средней части этих полосок, сделать небольшие надрезы и согнуть. После этого, сварить в данном месте. Таким образом, рогам придается изогнутая форма. Прикрепить сделанные рога, с помощью металлических прутков к нижним “ушам”. Таким же способом прикрепить четырех сантиметровые полоски к ушам, расположенным на куске трубы и после чего надеть ее на основную трубу. Просверлить в рогах отверстия так, чтобы можно было соединить их прутками с отверстиями в других концах четырехсантиметровых полосок.
Курбатовский якорь
Для якоря данного типа понадобятся:
- листовая часть, толщиной в 3 мм;
- кусочек высококачественного металлического прута, общей длиной с 12 см;
- проволоки с диаметром не менее 9 мм.
К пруту, длиной в 12 см. посредством проволоки прикрепляется главная листовая часть, которая предварительно подгоняется под объемный якорь и все вместе сваривается.По финансам – это один из самых доступных якорей, а на изготовление уходит не более 2-3 часов.
Что потребуется помимо якоря
Кроме якоря, для установки надувной лодки ПВХ в неподвижное положение потребуется еще и специальный канат или трос. Их лучше всего выбирать из синтетических материалов. Это обусловлено тем, что синтетика прочнее и надежнее, а во-вторых – более стойкая к воздействию внешних факторов.
К якорному тросу также предъявляются определенные требования:
- Прочность. Чтобы ее рассчитать, необходимо массу якоря умножить на 70.
- Толщина. Трос, толщиной в 7 мм. и выдерживающий усилия на разрыв в 1000 кг. вполне подойдет для большинства якорей, используемых для надувных ПВХ лодок.
- Длина. Здесь также существуют определенные стандарты. Считается, что этот показатель должен превышать глубину в местах плавания в среднем в 4-5 раз. Кроме этого рекомендуется использовать специальные рым-кольца для стопорения якорного каната.
Правильное использование якоря
Мало грамотно подобрать якорь – необходимо также уметь им пользоваться. К примеру, при эксплуатации якоря-кошки профессионалы рекомендуют привязывать такие якоря именно за нижнюю часть петли, а не за привычную верхнюю. В таком случае, при зацепе за корягу или камень можно оборвать верхнее крепление и освободить якорь.
Максимально грамотная установка лодки – по течению. Для этого стоит зайти чуть выше места стоянки и опустить якорь. Стравливание якорного тросса зависит от силы течения и размера якоря (обычно – от 3 до 8 метров). При сильном течении рекомендуется установка лодки на два якоря: один на корму, второй на нос. Здесь сначала опускаем якорь с носа, а затем – после того как течение выровняет лодку – устанавливаем второй якорь с кормы. Также можно поставить лодку на два якоря, опустив их с обоих бортов.
Самодельные якоря для надувных лодок ПВХ своими руками
Плавающие средства, независимо от размера, нуждаются в тормозах не меньше, чем наземный транспорт. Если плоты и паромы тормозят багром, то корабли, суда, лодки, туристские и рыбачьи плоты стопорятся на воде якорями.
Для небольших плавсредств можно купить готовый якорь, но, в ряде случаев, целесообразно изготовить его своими руками. Для одной лодки неплохо иметь их минимум два -передний и задний. Такое стопорение будет надёжней и влияние ветра и волн на произвольные перемещения судёнышка будет минимальным.
Выбор конструкции
Типы самодельных якорей для лодок ПВХ
Зная, что существует порядка двух тысяч разновидностей этих изделий, не стоит все их подробно изучать. Достаточно знать, что популярностью пользуются не так много конструкций. Вот их краткий обзор:
- Якоря с лапами. Хорошо держат лодку ПВХ, цепляясь лапами за дно. Лапы могут быть как складными, так и неподвижными. Распространены следующие конструкции:
- Кошка. Складывающиеся лапы (4 шт.) удобны в транспортировке и использовании, конструкция рекомендуема для комплектации лодок.Особенно ценно то, что в сложенном виде лапы не повредят лодку. Этот якорь для лодки своими руками один из наиболее популярных среди других типов.
- Якорь Холла. Тяжеловат, может вывернуться из грунта при натянутом канате. Сложен при самостоятельном изготовлении.Зато хорошо цепляется за грунт, хотя и не способен углубляться в него.Состоит из веретена и коробки, на которой имеются лапы., коробка с лапами может качаться.Один из наименее рекомендуемых вариантов для использования с надувными лодками.
Якорь Данфорда также относится к тяжёлым конструкциям. Удерживающие свойства невероятно высоки. Шток расположен в нижней части, что предотвращает опрокидывание конструкции при попадании на дно. Устройство глубоко зарывается в грунт. Это хорошо надёжного удержания лодки, но можно потерять устройство при попытке вытащить его из грунта.Конструкция не рекомендуется для применения в местах с дном из крупной гальки.
- Якорь Матросова. Ещё один вид тяжёлых якорей, хорошо держащих лодку при опускании устройства на галечное дно. Лапы могут заклинивать.
- Курбатовский. Рекомендуется для комплектации надувных лодок.
- Разборной . Рекомендован для надувных лодок.
- Адмиралтейский якорь (модификации носят имена Портера, Портера-Тротмана, Нортхилла).Классический вариант. Работает на любом грунте, ограниченно рекомендуется к применению на лодках из ПВХ или резины. Способность к удержанию немного уступает лучшим якорям.Но конструкция хотя и проста, но, в плане технологии для изготовления своими руками, неудобна.Нижняя деталь, тренд, имеет массивную конструкцию и изогнутую конфигурацию с фигурными носками на рогах.Вес большой, много неудобств в работе, точащий над грунтом рог может повредить канат.
Якорь Брюса. Отлично заглубляется в грунт, так как по конструкции аналогичен плугу. Но подъём из воды такой конструкции затруднён.
- Кобра.Характеризуется достаточно хорошей силой удержания, нет подвижных частей.
- Пирамидальный. Подходит для работы с надувных лодок из ПВХ. Конструкция технологична для самодельного изготовления, наборной вариант позволяет легко нарастить при необходимости массу якоря.
2. Якоря грибовидные, якорные устройства различных оригинальных и нестандартных конструкций. Подходят, как правило, для небольших одиночных лодок, поскольку обладают малой удерживающей силой и не цепляются за грунт. Зато такие устройства крайне просты в изготовлении и не требуют дорогих материалов.
- Камень с отверстием для крепления каната
- Пластмассовая бутылка со срезанным верхом. Внутрь заливается цементный раствор и вставляется анкер (его можно изготовить из алюминиевой проволоки) для крепления каната. Края бутылки феном заворачивают так, чтобы цементный монолит не вышел из бутылки. Впрочем, потеря пластмассовой оболочки не критична, устройство всё равно будет работать.
- Старые гантели, чугунные утюги, рельсы и т.д. Эти якоря тяжелы и не очень удобны, транспортировать их в рюкзаке сложно, держать на резиновой лодке опасно.Якоря округлых форм плохо цепляются за донный грунт и могут скользить по нему.
Галерея: самодельные якоря для надувных лодок ПВХ (25 фото)
Масса
Требуемую массу якоря можно определить несколькими способами:
- По таблицам. Эти таблицы можно найти в специальной литературе (библиотечные книги или подшивки тематических журналов), но более доступным источником такой информации является, безусловно, интернет.
- По эмпирической формуле. Водоизмещение лодки, выраженное в тоннах, возводится в квадрат. Из результата извлекается корень кубический, полученное число умножается на восемь. Конечный результат и показывает требуемый вес в кг.
- По длине и массе лодки. Соответствующая величина, выраженная в кг или см, делится на сто. Полученная величина и будет весом в кг. Например, для лодки массой 500 кг с грузом требуется якорь 5 кг. Если длина лодки 250 см, то ей потребуется якорь весом 2,5 кг.
Выбор каната
Материал и тип
Цепи для надувных лодок противопоказаны. Категорически! Канаты из природных материалов (например, пеньки или джута), скорее всего, не встретятся в продаже или в сараях даже самых рачительных хозяев. Стало быть, выбирать придётся среди синтетических изделий
Прочность на разрыв материала определяется под усилие, превышающее массу якоря в 70 раз. Канат должен быть скручен из волокон, диаметром не менее 10 мм во избежания передавливания рук при манипуляциях с якорем.
Длина каната
Этот показатель зависит от силы ветра и предполагает знание глубин водоёма, на котором будет использоваться лодка.
- Если длина якоря равна утроенной глубине водоёма, то, возможно, плавание при ветре силой до з–х баллов.
- Если ветер дует с силой 6 баллов, то потребуется канат длиной в 5 глубин водоёма.
- При ветре силой 9 баллов, следует позаботиться о якорном канате длиной в 7 глубин.
- Если ожидается сильное течение, то длину каната следует увеличить дополнительно, запас будет отнюдь не лишним!
Самодельные якоря для лодок ПВХ, примеры изготовления
Итак, водоём, погодные условия и особенности предстоящей рыбалки определены, известен характер дна. Определён тип якоря, конструкция разработана (лучше всего раздобыть или самому сделать чертёж, можно скачать его из интернета), рассчитана масса и подобран соответствующий канат. Можно приступать к изготовлению. Кроме резки металла болгаркой и сверления, может потребоваться плазменная резка. В подавляющим числе технологий необходим также сварочный аппарат.
Якорь-кошка
Отличный вариант для использования с лодок ПВХ длиной 3-4 м в безветренную погоду. Складные лапы крепятся на скользящей по центральному стержню муфте. Перед переноской якоря лапы должны быть зафиксированы в нижней части. Рабочее положение лап -фиксация наверху при помощи шплинтов. Эти шплинты легко срезаются при необходимости извлечь застрявший якорь.
Если ожидается ветреная погода, конструкция нуждается в утяжелении. И, порой, в весьма существенном!
Материалы для изготовления:
- Труба (можно пруток) металлическая с диаметром 30 мм, длина в пределах 20…30 см и, дополнительно, кусок трубы чуть больше по диаметру, длиной 2…3 см. Короткая труба должна соосно надеваться на длинную трубу и иметь возможность свободно перемещаться вдоль оси.
- Кольца монтажные, 2 шт.
- Металлические листы толщиной 4…6 мм, из которых следует сделать следующие заготовки:
- полоски10…15 см х2 см, 4 шт.;
- полоски 4…5 см х 2 см, 4 шт., края закруглить.
- полоски 3 см х 2 см, 8шт., закруглить с одного торца.
- лапы в виде заострённого треугольника, 4 шт.
- 4 из 8-ми полосок размером 2х3 см просверливаются ( выполняется по одному отверстию диаметром 5…7 мм). Такие же отверстия просверливаются в средних и длинных полосках, причём в средних надо сделать 2 отверстия по краям.
- Полоски 2х3 см с отверстиями привариваются к длинной трубе и будут служить кронштейнами для крепления лап.
- Оставшиеся 4 полоски 2х3 см привариваются к короткой трубе.
- На точиле выполняется сужение длинных полос, затем, к ним приваривают треугольники. В середине полосок выполняется надрез, заготовка подгибается и заваривается. Так изготавливаются 4 рога-лапы.
- Короткая труба надевается на длинную, приваренные полоски на обоих трубах попарно соединяются серьгами (полосками 4…5х2 см) при помощи прутков.
Пирамидальный якорь
Существуют два способа:
- Пирамидальная форма изготавливается из согнутых металлических листов и скрепляется проволокой. Затем форма вставляется в земляную ямку и заливается расплавленным свинцом. До застывания свинца необходимо установить в него крепление для каната. Наиболее простой вариант крепления–проволочное кольцо.
Различающиеся по размерам металлические пластины набираются на болт с приваренным кольцом для каната. Самая маленькая пластина должна располагаться снизу. Якорь Курбатовский
- Металлический прут. Длина 12 мм.
- Металлические полоски. Толщина проката 3 мм.
- Проволока. Диаметр не более 8 мм.
- Из проволоки изготавливается веретено.
- Сверху на веретено привариваются (или привязываются) планки, служащие для разворачивания лапы и обеспечения нормального сцепления с дном.
- К концам веретена приваривается полоса металла. Её функция-удержание лап в рабочем положении.
Недостатком этой разновидности является неразборность конструкции, что усложняет транспортировку и повышает риск повреждения лодки.
Разборной якорь своими руками
- Свинец * до 2-х кг.
- Кольца из металла, 2 шт.
- Стальная трубка, диаметр 25 мм и длина 270 мм.
- Втулка на 25 мм.
- Гайка М12.
- Металлические полоски ** толщиной 4 мм.
* Можно обойтись без свинца, если масса якоря (1,6 кг в приведенном примере) достаточна для надёжного удержания лодки. В противном случае свинец служит для утяжеления конструкции якоря.
**Полосок размером 260х40 мм понадобится 2 шт., ещё нужны будут полоски меньших размеров, количество также 2 шт.
- на одном конце трубки сверлится отверстие;
- к другому концу трубки приваривается втулка;
- края более крупных металлических полосок, являющихся заготовками лап, обрабатываются наждачной бумагой;
- к одной из полосок-лап привариваются две пластинки меньшего размера, они будут предотвращать прокручивание якоря;
- лапы надеваются на трубку;
- заделывается гайка;
- кольца привариваются к гайке и к отверстию на трубе (штоке).
Кольца служат для обеспечения удобства при сборке якоря и при поднятии его с грунта.
Если требуется утяжеление конструкции, то внутрь трубы можно залить свинец.
Заключение
В магазине нелегко найти якорь, удовлетворяющий всем требованиям и пожеланиям рыбака или туриста. Да и цена такого изделия высока. Нет, по сути, и гарантии высокого качества купленного товара.
Поэтому изготовить якорь для лодки ПВХ своими руками, значит, оптимально решить эти проблемы
И последний совет: самодельные якоря для лодок ПВХ следует оснастить буйками. Их можно сделать из куска пенопласта.
Якорь для лодки своими руками: изготовление самодельного якоря для ПВХ лодок (95 фото и видео)
Лодка, как и любой наземный транспорт, нуждается в тормозах. Особенно это необходимо во время рыбалки, так как малейшие волны будут заставлять судно плыть по течению. Даже, казалось бы, когда на водоёме штиль, из-за подводных течений лодка потихоньку отдаляется с назначенного места.
Якоря продаются во всех специализированных магазинах, но лучше и дешевле – сделать его самостоятельно. Тем более продаваемые устройства будут весить меньше 5 кг, что довольно много для самых обычных плавательных средств.
Сегодня мы расскажем, как изготовить якорь для лодки своими руками и поведаем о существующих вариантах.
- Виды якорей
- Якорь-кошка своими руками
- Разборной якорь
- Заключение
- Фото якоря для лодки своими руками
Виды якорей
Данное устройство было изобретено ещё очень много лет назад и за период существования люди придумали тысячи возможных вариаций, как можно соорудить якорь. Но не все из придуманных конструкций пользуются популярностью.
В мире, используемыми стали лишь малая часть из них. Существуют такие виды якорей:
Кошка. Является часто используемым вариантом. Отлично подходит для надувных лодок. Конструкция напоминает крючки тройники.
Пирамидальный. Также довольно широко применяем на надувных лодках. Можно легко соорудить его дома собственноручно. Плюсом является, что вес возможно контролировать.
Раскладной. Удобный в транспортировке, что хорошо подходит для водного транспорта из ПВХ.
Грибовидноный. Это можно сказать отдельные модели якорей. Самые простые в изготовлении, потому что представляют собой самый обычный груз (камень, бутылка с бетоном и т. д.), к которому привязан канат.
Из минусов можно выделить – незацепляемость. Конструкция не урывается в грунт и в случае сильного течения, лодку будет просто потихоньку сдвигать с места.
Якорь Данфорда. Довольно тяжелая конструкция, но имеет очень хорошие зацепляемые свойства. Шток находится внизу самого устройства, что предотвращает возможность переворачивания якоря в воде.
Хорошо показывает себя в местности с галечным дном. Перед изобретением, надо нарисовать чертежи якоря Данфорда, для лодки, а затем приступать к работе.
Посмотрите еще здесь!
Существуют ещё некоторые варианты, но они, преимущественно, ставятся на лодки, в которых вес водоизмещения более 500 кг.
Якорь-кошка своими руками
Разобравшись с возможными вариантами якорей, самое время приступить к сооружению конструкции.
Сделаем простой, но действенный якорь для надувной лодки своими руками, а именно – кошку. Нам понадобится:
- Металлическая труба длинной 20-30 см и в диаметре 30 мм;
- 4 прутка (можно арматуры) диаметром 8-10 мм;
- Трос;
- Сварочный аппарат;
- Болгарка.
Приступаем к изготовлению:
- Первым делом позаботьтесь о наличии рыма на плавательном устройстве. Желательно располагать его с двух сторон, соответственно делать 2 якоря. Это мера для того, чтобы можно было обеспечить себе отличный тормоз.
- Затем берём металлические прутки и сгибаем из на краях, образовывая некий крючок. В дальнейшем можно заострить края.
- Теперь необходимо приварить прутья к основной трубе. Делаем это по кругу, чтобы конструкция стала похожа на крючок тройник, только с 4-мя концами.
- На верхний край трубы привариваем кольцо или просто просверливаем отверстие, для крепления каната.
- В конце к якорю фиксируем канат и закрепляем его к самой лодке.