Тейл-спиннеры или безосевые вертушки: от общего обзора до пошагового изготовления

Тейл-спиннеры или безосевые вертушки: от общего обзора до пошагового изготовления

В рыболовных магазинах в прода­же бывают материалы для вязания нахлыстовых мушек: мех животных, скальпы птиц и специальная синтети­ческая мишура. В общем, для твор­чества огромное поле деятельности.

Характеристики приманки

Блесна Атом – это легендарная приманка, которая выпускается уже более 60 лет, и за это время принесла огромное количество рыбы различным классам рыбаков. Основным отличием от современных аналогов является то, что приманка играет максимально правдоподобно и стабильно, не выходя за пределы своей оси.

Модель колебалки Атом 2:

С чего всё начиналось

История создания этой колеблющейся блесны имеет некоторые забавные моменты, связанные с названием. Всё началось ещё в пятидесятые годы 20 века, в стране СССР. Тогда и была создана эта приманка с термоядерным названием. Говорят, вначале «атомом» прозвали её работники завода, изготавливающие первые образцы блесны, за некоторое сходство с формой атомной бомбы. А тогда была очень актуальна тема начала ядерной войны. И в советских газетах и журналах часто публиковались карикатуры на агрессивных лидеров США и НАТО, угрожающих нам атомной бомбой. Поэтому, видимо, и стала карикатурная бомба толчком для названия простой блесны. Но рабочие завода, сами того не подозревая, предрекли этим названием действительно убойную силу новой блесны и её будущую известность.

Считается, что прообразом для создания колебалки «Атом» послужила не менее успешная и известная уже в то время блесна «Шторлинг» («Шторлек»), только в несколько модернизированном виде, что заметно по форме блёсен.

Считается, что прообразом для создания колебалки «Атом» послужила не менее успешная и известная уже в то время блесна «Шторлинг» («Шторлек»), только в несколько модернизированном виде, что заметно по форме блёсен.

Секреты ловли щуки на блесны «Атом»

Если охота идет на окуня или щуку, рыболов должен обращать внимание на места, где происходит бой. Это время, когда в определенном радиусе мелкая рыба выпрыгивает из воды, распуганная большими хищными рыбами. Причем выпрыгивать может одновременно несколько рыбешек. Это верный признак того, что в этом месте хозяйничает хищник.

Для начала лучше сделать несколько проводок описанными методами у дна, так как добыча, как правило, именно там. Если ничего нет, возможно, это окунь или мелкая щучка, поэтому следует сделать несколько поверхностных проводок или проводок с половинным заглублением. В стоячей воде подойдет блесна «mister cro атом», так игра снасти будет реалистичнее.


Если охота идет на окуня или щуку, рыболов должен обращать внимание на места, где происходит бой. Это время, когда в определенном радиусе мелкая рыба выпрыгивает из воды, распуганная большими хищными рыбами. Причем выпрыгивать может одновременно несколько рыбешек. Это верный признак того, что в этом месте хозяйничает хищник.

Отзыв: Блесна колеблющаяся ВоенОхот Атом – Непревзойдённая блесна!

А начну я с того, что советская блесна Атом-2 представляет собой обычную штампованную металлическую пластину. Лицевая сторона блесны гладкая, глянцевая.

На обратной стороне блесны мы можем увидеть ее стоимость в далекие годы производства и ее название.

На первый взгляд это самая обычная колеблющаяся блесна. Да оно ведь, по сути, так и есть. Таких блесен и сейчас есть большое множество, но работают они совсем не так. Что же является причиной этому? Если не брать во внимание такие параметры как длина и ширина колеблющиеся блесны, то основной характеристикой такой приманки является угол ее изгиба. Именно этот параметр в первую очередь определяет результативность и уловистость блесны, а также ее привлекательность для хищной рыбы. Я специально сделал фотографию с такого ракурса, при котором отлично виден профиль советской колеблющиеся блесны Атом-2. Отлично видно, что он представляет собой английскую букву S. При этом если сравнивать оригинальный советский атом с его более поздними вариантами, то становится отлично видно, что углы изгиба советского атома намного больше. Естественно, что из-за этого меняется и сама игра колеблющейся блесны. Именно игра блесны становится ее самым большим преимуществом при практической рыбной ловле.

В своих отзывах я всегда останавливаюсь на крючках тех приманок, о которых веду свой рассказ. Справедливости ради нужно остановиться и на крючках советской блесны Атом-2. Естественно, что эти крючки ни в какое сравнение не идут с современными тройниками. Еще одним минусом является возраст самих крючков. Место имеется временная усталость металла. Но при желании можно заточить и родные крючки, и продолжать ловлю с ними. Я же предпочитаю переоснащать свои блесны новыми тройниками. Кстати, тот хвостик, который можно увидеть на фотографии является родным. Он похож на современные пластиковые хвостики. Вот только он пластмассовый. Имеет большую толщину и более крепок. А в остальном, так же как и на современных колеблющихся блеснах, он предназначен для дополнительного провоцирования хищника на атаку. И при поклевке является дополнительной точкой прицеливания.

Теперь перейдем к отзыву о практическом использовании колеблющейся блесны атом изготовленной в Советском Союзе. При забросе советская блесна атом, как и любая другая колеблющаяся блесна, показывает очень хорошие результаты. Летит далеко, но иногда её может снести ветром. Все же масса относительно размера не такая уж и большая. И сравнивать Атом с тем же кастмастером, в такой дисциплине как дальность заброса, увы, не стоит.

При проводке советская блесна Атом рыскает из стороны в сторону. Причем, если часть современных аналогов при этом стремится войти в штопор даже при небольшой скорости проводки, то именно с советским атомом этого не возникает. Просто становится больше амплитуда колебаний. Намека же на штопор здесь нет. При этом колебания блесны очень четко передается на вершинку спиннинга. Контролировать проводку очень просто. Если же на тройник цепляется трава, то ее можно сбросить резким подергиванием спиннинга.

Теперь непосредственно об эффективности. Блесна Атом-2 – это, конечно же, в преимущественно щучья блесна. И именно эта хищница является первым объектом и трофеем рыболова, который выбрал советскую блесну Атом в качестве приманки для сегодняшней рыбалки. С этой задачей советская блесна атом справляется отменно. Прямо скажем, намного лучше, чем все ее современные копии. Конечно же, нельзя назвать все эти копии нерабочими или совсем уж бесполезными. Но если сравнивать советский Атом и все современные вариации, то старая блесна делает их на голову. Только стоит не забывать поставить на нее новые крючки. Попадается на эту блесну и окунь, но это носит скорее эпизодический характер. Экземпляры при этом попадаются вполне достойные и от такого прилова мало кто откажется.

Что касается сезонности применения советской блесны Атом-2, то наиболее правильно будет использовать эту блесну в последний месяц лета и осенью. На тех водоемах, на которых мне доводится рыбачить, именно в это время года щука отдает предпочтение колеблющимся блеснам и они полностью раскрывают свой потенциал. Вполне естественно, что лучшие из них показывают соответствующие результаты. И советская колеблющаяся блесна Атом определённо являются одной из лучших. Если брать во внимание и ее стоимость на вторичном рынке, то это вообще просто сказка. Но вот с доступностью довольно часто могут быть проблемы. Так я искал подобный атом очень долго.

Подведу итог. Словами, конечно же, очень сложно передать реальную результативность блесны Атом-2. Тем более, что я умудрялся разловить практически каждую блесну, которая попадала мне в руки. Но что касается реальных показателей, но советская блесна Атом показывает один из лучших результатов. Поэтому если вы увидите такую блесну на вторичном рынке, или просто у знакомого деда, который в прошлом был рыболовом, то постарайтесь добавить эту блесну в свой арсенал. С ней вы точно не прогадаете. Всем спасибо за внимание и ни хвоста, ни чешуи.



При проводке советская блесна Атом рыскает из стороны в сторону. Причем, если часть современных аналогов при этом стремится войти в штопор даже при небольшой скорости проводки, то именно с советским атомом этого не возникает. Просто становится больше амплитуда колебаний. Намека же на штопор здесь нет. При этом колебания блесны очень четко передается на вершинку спиннинга. Контролировать проводку очень просто. Если же на тройник цепляется трава, то ее можно сбросить резким подергиванием спиннинга.

Какую рыбу можно ловить?

Основным уловом на снасти «Атом» считается щука. Глубина ужения зависит от веса приманки. Как правило, глубина составляет от 1,5 до 4 м. Охота на щуку предполагает применение нескольких методов проводки: монотонную и скоростную с рывками. Но монотонная проводка должна выполняется с незначительным ускорением и замедлением. При этом необходимо подергивать кончиком удилища. На «Атом» успешно клюют судак и окунь. Рыбалка происходит методом заброса. Для ужения применяют медленную, ступенчатую проводки и троллинг.

Охота на жерех с использованием данной блесны тоже проходит весьма успешно. Высокая дальнобойность и эффектная игра привлекают хищников сразу же после приводнения снасти. Однако здесь необходима точность в забросах. Для охоты на сома используют тяжеловесные снасти. Медленными движениями их проводят по придонной полосе, соблюдая неизменную скорость. Также приманка эффективна при ужении лосося. Ловля выполняется троллингом на средней скорости.

При стремительном течении приманка не сможет полностью показать себя, поэтому ловить рыбу следует методом заброса за камни или в «обратку».

Некоторые модели были усовершенствованы, но главные особенности снастей остались неизменными — отличная результативность улова и возможность ужения в любых условиях.

Spinnex Atom

Польский вариант классической блесны. Позиционируется как универсальная приманка для ловли хищника в реках и озёрах. От классических экземпляров отличается наличием просечки в форме чешуи только на нижней части блесны. Минусом этих приманок является то, что некоторые модели, особенно окрашенные, изготавливаются из металла, который при появлении повреждений на поверхности покрытия имеет свойство ржаветь.

В целом изделия от польского производителя неплохо зарекомендовали себя при ловле как на проводку, так и при троллинге на не слишком большой скорости. Несмотря на существующие недостатки, у блёсен Spinnex имеется немало приверженцев.

В настоящее время можно найти и классические блёсны Атом, однако кроме них можно приобрести достаточно много разновидностей, изготовленных разными производителями с учётом собственных разработок. Они маркируются по-разному и имеют свои уникальные особенности. Ниже представлено описание наиболее популярных из них.

Автор: В. Егоров


С помощью шаблона вычерчиваем контуры и вырезаем заготовку (фото 6). Шаровидным чеканом на толстой резиновой подкладке (можно использовать хоккейную шайбу), придаем блесне внутренний изгиб (фото 7). Для этих целей используем обычный мебельный болт М6 с полукруглой шляпкой. Ее округлости достаточно для придания заготовке необходимого внутреннего изгиба. Чтобы соблюсти у приманки правильную геометрию тела, полезно регулярно по ходу работы соотносить внешний вид вашего изделия с оригиналом.

Современные аналоги мирного «Атома»

Модель «Атом» выпускается несколькими известными зарубежными и отечественными компаниями, специализирующимися на рыболовных приманках. Самыми лучшими производителями усовершенствованных аналогов классического «Атома» считаются:

  • шведская компания Abu Garcia, по праву называющаяся лидером в производстве колеблющихся блесен;
  • популярная польская фирма Spinnex;
  • набирающая популярность российская компания Русская Блесна

Существуют, конечно, и десятки малоизвестных фирм, занимающихся выпуском «Атома», однако их качество вызывает серьезные сомнения. Особенно это относится к азиатским производителям. Среди них очень часто встречаются откровенные «недогнутые» и «недокрученные » подделки, не отвечающие даже самым элементарным гидродинамическим требованиям.

  • шведская компания Abu Garcia, по праву называющаяся лидером в производстве колеблющихся блесен;
  • популярная польская фирма Spinnex;
  • набирающая популярность российская компания Русская Блесна

Легендарная блесна “Атом”: секрет успеха

Ассортимент современных спиннинговых приманок настолько широк, что иногда выбрать что-то наиболее подходящее не так и просто. Разнообразные воблеры, твистеры, рипперы, спиннербейты только своими названиями повергают в шок среднестатистического рыболова. Но среди них есть и такие, которые на протяжении многих десятилетий остаются простым надежным орудием для охоты на хищную рыбу. Это, в первую очередь, касается колеблющихся блесен, в частности модели с грозным именем «Атом».

Впервые об этой колебалке заговорили в средине 50-х годов прошлого столетия в СССР. Именно тогда появились ее первые заводские образцы. Блесна «Атом» – это самая успешная производная от популярной в то время колебалки «Шторлек», используемой рыболовами еще с начала 20-го века, как в России, так и в странах Западной Европы.

Читайте также:  Блесна на судака своими руками – это интересный творческий процесс

Отзыв пользователя veprus: Блесна RB Atom-N 10 грамм

Для тех, кто не хочет читать много буков сразу скажу, что если вы ловите хищника в заросших или закоряженных местах, то эта блесна обязательно должна быть с собой.

Ну а для остальных – более подробный и обстоятельный отчёт.

До этой блесны у меня из незацепляек были только знаменитые рапаловские Minnow Spoon, поэтому качество Атома буду сравнивать именно с ними. Цена на Atom-N на сайте “Русской блесны” составляет 340 рублей, что приблизительно совпадает с ценой на рапаловские незацепляйки. Крючок у Atom-N, на мой взгляд, лучше, чем у Рапалы, у всех рапал я крючки сразу дополнительно затачивал и при этом железо у них было достаточно мягким, так что они быстро тупятся, а у атома крючок сразу был хорошо заточен и при этом сталь по ощущениям на изгиб более прочная и жёсткая. Незацепляющийся усик у рапалы сделан плоским, а у атома он круглый, поэтому у атома он получился более жёстким и упругим. Я не заметил, чтобы это ухудшило подсекаемость рыбы, а вот проходимость, у атома точно намного лучше: там где рапала собирает кучу травы на крючок, атом приходит девственно чистым. Ну и небольшая капля дёгтя – заводные кольца у всех блёсен (не только у атома) сделаны из толстой жётской проволоки и после того, как их установят на блесну остаются зазоры. У меня в эти зазоры часто заходил жёсткий поводок и однажды из-за этого даже отцепилась блесна. Хорошо, что это произошло возле берега и я её сумел достать. Я бы рекомендовал производителю тщательнее подойти к этому элементу оснастки в остальном очень качественных блёсен, ну а тем, кто сейчас будет пользоваться блесной рекомендую сразу менять кольца на что-нибудь менее жёстое.

На все свои блёсны на крючки я обязательно ставлю красный кембрик, твистер, или пластиковый хвостик (если это не сделал производитель). Atom-N не стал исключением, на всех рыбалках я надевал на него маленький двухвостый твистерок красного цвета (видно на фотографиях). Этот твистерок явно дополнительно привлекал рыбу, после первых же атак на нём появились порезы от щучьих зубов.

Приманка на самом деле довольно большая и при этом лёгкая, так что парусность у неё большая. При забросе это очень заметно, так что летит блесна хуже, чем её обычная версия Atom-RB (которая тоже есть у меня на тесте и ждёт своей очереди). Ловить этой блесной даже на среднем течении не получится – блесна сразу будет “выдуваться” на поверхность. Зато на слабом течении и в стоячей воде (а ведь именно там обычно встречаются заросли) блесна играет очень хорошо. При медленной равномерной проводке блесна колеблется с довольно широкой амплитудой (сантиметров на 10 из стороны в сторону). Если же при проводке блесну слегка подтвичивать, то она начинает рыскать на 30-40 см в стороны как раненная рыбка. Щука клевала и на равномерке, и на подтвичивании, и на падении на натянутом шнуре. При этом были случаи, когда после первого удара на проводке щука не засекалась, а как только начинаешь “отдавать” блесну – сразу “доедала”.

Первую поклёвку я получил на одной из первых проводок. Щучка дошла до лодки, но зацепилась за самый кончик губы и уже возле лодки сошла. В дальнейшем поклёлвки следовали довольно регулярно, взять удавалось рыбу где-то один раз из четырёх. Для незацепляйки я считаю нормально.

Проходимость у блесны очень хорошая, траву собирает заводное кольцо, а крючок всегда приходит чистым. После прохода через ряску или крепкие водоросли достаточно сделать в воде пару рывочков, и всё, что нацеплялось, слетает – можно дальше продолжать проводку. По коряжнику идёт вообще без каких либо замечаний: через спиннинг я чувствовал, что блесна стучится о коряги, но ни одного зацепа или даже намёка на зацеп не было.

В заключение хочу сказать, что своей игрой Atom-N неплохо заводит даже пассивную щуку, а на одной из рыбалок на неё сел даже окушок грамм на 200. Существует модификация этой же блесны на 7 грамм, думаю, что она будет очень здорово работать именно по окуню. Возможно, что и очень пассивная щучка захочет именно такую мелкую приманку.

PS. Половив этой блесной целый год могу только ещё раз подтвердить её уловистость и неотразимость для окуня и щуки и в размере 7 и в размере 10 грамм. Самое слабое место у блесны – усик. После злых поклёвок начинает болтаться и со временем вращается вокруг своей оси. Впаял его назад, но после первой же поклёвки опять стал вращаться. Пока не придумал, чем его зафиксировать.

На все свои блёсны на крючки я обязательно ставлю красный кембрик, твистер, или пластиковый хвостик (если это не сделал производитель). Atom-N не стал исключением, на всех рыбалках я надевал на него маленький двухвостый твистерок красного цвета (видно на фотографиях). Этот твистерок явно дополнительно привлекал рыбу, после первых же атак на нём появились порезы от щучьих зубов.

Современные аналоги мирного «Атома»

Модель «Атом» выпускается несколькими известными зарубежными и отечественными компаниями, специализирующимися на рыболовных приманках. Самыми лучшими производителями усовершенствованных аналогов классического «Атома» считаются:

  • шведская компания Abu Garcia, по праву называющаяся лидером в производстве колеблющихся блесен;
  • популярная польская фирма Spinnex;
  • набирающая популярность российская компания Русская Блесна

Существуют, конечно, и десятки малоизвестных фирм, занимающихся выпуском «Атома», однако их качество вызывает серьезные сомнения. Особенно это относится к азиатским производителям. Среди них очень часто встречаются откровенные «недогнутые» и «недокрученные » подделки, не отвечающие даже самым элементарным гидродинамическим требованиям.

Модель «Атом» выпускается несколькими известными зарубежными и отечественными компаниями, специализирующимися на рыболовных приманках. Самыми лучшими производителями усовершенствованных аналогов классического «Атома» считаются:

Постоянное повышение навыков

  • +20 Автоматическое огнестрельное оружие. При первом посещении торговца оружием в КРЗ. Нужно 6 Атт.
  • +10 к оружию ближнего боя. От парня в белом в 1-й части КРЗ, если у вас низкий рукопашный бой.
  • +5 Автоматическое огнестрельное оружие. От торговца оружием в КРЗ. Нужно 8 чел.
  • +5 Бартер от парня в перегон. Есть и другие варианты, но они хуже.
  • +4 Первая помощь +4 Выживание из книг в КРЗ.

Боевые искусства

IvanD › Блог › Секретный советский проект: атомный автомобиль.

В 1949 году Советский Союз стал второй страной в мире, сумевшей успешно построить и испытать образец атомного оружия. С одной стороны, это, безусловно, был серьезный успех советских ученых и инженеров. С другой — не менее серьезный удар по самолюбию советского руководства. Ведь в гонке двух стран второе место — это последнее. Именно тогда многие руководители страны стали задумываться над теми областями, в которых СССР мог бы вырваться вперед. В частности, над проектами мирного использования атомной энергии.

Однако в Союзе уже был готов ответный ход. В 1953 году Совет министров СССР принял решение о строительстве атомного ледокола. Судно было заложено в 1956 году на ленинградском судостроительном заводе, через год спущено на воду, после чего начался монтаж ядерной энергетической установки, разработанной коллективом нижегородского Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ) под руководством Игоря Африкантова.

В декабре 1959 года атомный ледокол «Ленин» был официально передан Министерству морского флота СССР, и хотя к тому времени «Наутилус» уже эксплуатировался и даже успел достичь своим ходом Северного полюса, счет можно было считать как минимум равным. Важно то, что ледокол «Ленин» был чисто гражданским судном, а «Наутилус» военным кораблем, — ведь в глазах международной общественности вес гражданских атомных проектов был существенно выше. Через несколько лет еще несколько атомных гражданских судов вышли на океанский простор — американская «Саванна» (1964) и немецкий «Отто Ган» (1968) (японское судно «Муцу» сильно запоздало из-за технических проблем и было сдано в 1990 году). Но, образно говоря, они явились на старт, когда гонка уже была закончена.

Чистый дизайн и начинка
Тем не менее идеологическую победу в атомной гонке все-таки нельзя было признать совсем чистой, и советские ученые, инженеры и руководители искали возможность закрепить успех. Требовались нестандартные идеи, и одна из них поступила по дипломатическим каналам.
В 1957 году компания Ford представила публике один из самых амбициозных концептов в своей истории — Ford Nucleon.

Дизайнеры изобразили свое видение автомобиля будущего, причем даже не на полноразмерном макете, а на модели в масштабе 3:8. Nucleon выглядел крайне футуристично, но самым необычным был вовсе не его внешний вид, а предполагаемый источник энергии — очень компактный ядерный реактор. Дальше масштабной модели и ее концептуального описания дело не пошло, но принято считать, что Ford Nucleon стал своеобразным символом атомной эпохи.

Ford Nucleon был представлен на различных выставках, и в 1958 году на одном из американских автосалонов его увидел второй секретарь советского посольства Владимир Синявин. Он был большим энтузиастом технического прогресса и с восторгом описал идею автомобиля в своем отчете. Поскольку там упоминался атомный проект, на родине отчет внимательно изучили. Военных он не заинтересовал, поскольку они посчитали описанное пустой фантазией, но на всякий случай отчет переслали в Министерство среднего машиностроения СССР, которое курировало тогда все атомные проекты. Его увидел один из заместителей министра, легендарного Ефима Павловича Славского. Так началась неизвестная история удивительной машины, которая могла бы перевернуть всю мировую автомобильную промышленность.

Добиться невозможного
Славскому идея показалась интересной, и он конфиденциально попросил нескольких физиков-атомщиков изучить возможность реализации подобного проекта. Ответ был совершенно однозначным: «Пустые фантазии!». На ближайшем совещании в Кремле Славский между делом в шутку упомянул об этом — вот, мол, какой ерундой занимаются американцы. Он ожидал, что Хрущев посмеется вместе с ним, однако реакция была совершенно другой. Никита Сергеевич выслушал министра и вдруг неожиданно серьезно сказал: «А почему бы нам не сделать такой автомобиль? Ведь с ледоколом хорошо получилось!» Попытки переубедить генсека не увенчались успехом, Хрущев отмел все возражения взмахом руки: «Если эти физики не могут, найдите других».
И такие физики были найдены. Для проектирования автомобиля, приводимого в движение атомной энергией, было создано Автомобильное конструкторское бюро (АКБ) под руководством Александра Эдуардовича Камнева. АКБ занималось разработкой ядерной силовой установки.

По пушечной схеме
Физики АКБ, взяв за основу атомную силовую установку ледокола «Ленин», быстро убедились в том, что она не поддается масштабированию в меньшую сторону. Построить же автомобиль под существующий реактор было немыслимо — настолько огромной получалась машина. Над этой проблемой физики работали до 1960 года, но без особого успеха, пока на очередном совещании кто-то них в сердцах не воскликнул: «Не получается, хоть засовывай уран в цилиндры двигателя!» — и это навело Камнева на идею, которая оказалась весьма плодотворной.
Идея состояла в следующем. Традиционный реактор требует довольно значительного количества радиоактивного урана. При уменьшении массы топлива коэффициент размножения нейтронов падает, и реактор перестает быть критичным — «затухает». Между тем критичность реактора зависит не только от массы загруженного в него радиоактивного материала, но и от его конструкции и конфигурации. Камнев предложил использовать классическую «пушечную схему», хорошо знакомую физикам-ядерщикам по конструкции первых атомных бомб из урана (более совершенные плутониевые делались уже по другой схеме — имплозивной).

Суть ее работы состоит в том, что при сближении двух кусков обогащенного урана начинается цепная реакция, растет коэффициент размножения нейтронов и реакция становится самоподдерживающейся. В бомбе она идет еще дальше — начинается нарастающая цепная реакция, и происходит взрыв. Но ведь работа обычного двигателя внутреннего сгорания — это есть серия маленьких взрывов! Нужно только остановить реакцию вовремя, чтобы замкнуть цикл работы двигателя.

Читайте также:  Блесна вертушка для спиннинга – хищник не устоит

Атомное сердце
К концу 1961 года конструкция была в основном проработана. Двигатель представлял собой вполне традиционный четырехцилиндровый агрегат, в котором на торцах поршней и цилиндров были расположены шайбы из обогащенного изотопом 235 урана. В торце цилиндра была также расположена шайба из графита — замедлителя нейтронов. В качестве рабочего тела выступал гелий, закачанный в цилиндры. При ходе сжатия массы урана сближались, коэффициент размножения нейтронов начинал расти. За счет тепловыделения гелий разогревался и начинал расширяться, толкая поршень наверх, — это был рабочий ход. Контролировать обороты и останавливать работу двигателя можно было с помощью стержней-поглотителей, которые располагались на месте клапанов и выдвигались независимо вращающимся распредвалом с изменяемыми фазами кулачков. По мере расхода ядерного топлива фазы смещались, чтобы компенсировать «выгорание» топлива. В качестве аварийного «гашения» реактора при закритических авариях предусматривался впрыск раствора борной кислоты в цилиндры. Весь агрегат был помещен в полностью герметичную оболочку с биозащитой, наружу были выведены только трубопроводы второго контура охлаждения и магнитная муфта, вращавшая редуктор коробки передач.
После полугода настроек и экспериментов двигатель, установленный на стенде, отработал три месяца совершенно штатно, при этом условный пробег составил около 70000 км. Пора было испытать его в деле. Для проектирования шасси были привлечены инженеры специально созданной рабочей группы Горьковского автозавода (ГАЗ). Поставленная задача немало их удивила. Подвеску нужно было значительно усилить: А23 весил не 200 кг, как штатный мотор ГАЗ-21, а почти 500. При этом двигатель имел совершенно фантастические по тем временам характеристики: мощность 320 л.с. и крутящий момент более 800 Н•м при низких оборотах (60 об/мин). В требованиях также оговаривались полное исключение доступа под капот, отсутствие топливной системы и навесных агрегатов, и особо — наличие производительной системы охлаждения.

«Волга-Атом»
В апреле 1965 года машина выехала на испытательный полигон под Северском. По воспоминаниям принимавшего участие в разработке двигателя Валентина Семенова, которому удалось прокатиться за рулем автомобиля (или атомобиля), ощущения были весьма необычными: машина была очень тяжелой, но мощность двигателя компенсировала повышенную массу. Разгон был бодрым, а вот с торможением дело обстояло хуже. И еще мотор сильно грелся, и в автомобиле, несмотря на сибирскую прохладную весну, было очень жарко.
Проведенные испытания показали, что конструкция вполне рабочая, при этом реальный ресурс пробега составил более 60000 км. Однако после этого весь силовой агрегат нужно было менять, а это очень хлопотно и расточительно для гражданской техники. Поэтому физики начали работу над второй версией двигателя — с газофазным топливом в виде гексафторида урана вместо твердого урана. Гексафторид одновременно служил и рабочим телом вместо гелия, который также доставлял в первой версии немало хлопот, улетучиваясь сквозь малейшие щели уплотнителей и даже сквозь стенки (для поддержания его уровня двигатель был оснащен баллоном с гелием и автоматической системой компенсации расхода). Правда, графитовый замедлитель пришлось сделать пористым, чтобы газ эффективнее перемешивался и в нем шла реакция деления. Новый двигатель был менее мощным (200 л.с., 600 Н•м), а пробег на одной загрузке топлива уменьшился примерно до 40000 (по результатам испытаний). Зато для «заправки» теперь не требовалось менять весь двигатель, достаточно было закачать в цилиндры новый запас гексафторида урана.

Изначально планировалось изготовить несколько опытных машин, чтобы демонстрировать их на выставках и катать почетных гостей. Однако, пока конструкторы разрабатывали двигатель и сам автомобиль, ситуация изменилась. Хрущев ушел с поста генсека, а у сменившего его Брежнева не было подобных амбиций. Так что проект без особого шума закрыли. А два опытных экземпляра автомобилей (без двигателей, которые были сняты для дезактивации и захоронения) долгое время стояли на полигоне, а потом были утилизированы. С ними ушел и безграничный и безрассудный энтузиазм той эпохи, в которой люди не боялись хватать атом за хвост.

От автомобиля к атомобилю
В качестве источника энергии в Ford Nucleon 1957 года предполагалось использовать компактный ядерный реактор. Кабина была вынесена за переднюю ось, а тяжелый реактор вместе с биологической защитой был установлен далеко позади. По расчетам инженеров Ford, на одной загрузке топлива Nucleon мог пройти 5000 миль (8000 км), после чего вся энергоустановка подлежала замене целиком, при этом владелец мог выбрать любую энергоустановку — более мощную или более экономичную.

Атом в упряжке

При разработке «Волга-Атом» конструкцию существующего шасси ГАЗ-21 никак не удавалось усилить. В результате идея компоновки была позаимствована у концепт-кара 1962 года Ford Seattle-ite XXI с двумя передними осями. Все четыре передних колеса «Волга-Атом» были рулевыми (из них два ведущими). Несмотря на длинный капот, места для размещения биозащиты и системы охлаждения в моторном отсеке не хватило. Пришлось использовать переднюю часть салона, а водительское место разместили сзади.

В декабре 1959 года атомный ледокол «Ленин» был официально передан Министерству морского флота СССР, и хотя к тому времени «Наутилус» уже эксплуатировался и даже успел достичь своим ходом Северного полюса, счет можно было считать как минимум равным. Важно то, что ледокол «Ленин» был чисто гражданским судном, а «Наутилус» военным кораблем, — ведь в глазах международной общественности вес гражданских атомных проектов был существенно выше. Через несколько лет еще несколько атомных гражданских судов вышли на океанский простор — американская «Саванна» (1964) и немецкий «Отто Ган» (1968) (японское судно «Муцу» сильно запоздало из-за технических проблем и было сдано в 1990 году). Но, образно говоря, они явились на старт, когда гонка уже была закончена.

ATOM RPG – всё о персонаже + советы по игре. Внимание – есть спойлеры! Длинно-длиннопост!

Для тех, кто не в курсе, Atom RPG это новая российская игра, в общем и целом она строится на базе Фаллаута, так что поклонникам этой игры она точно зайдет. Вся соль игры для меня это именно то, что она российская, куча отсылок и пасхалок из прошлого, понятных большинству русскоязычных людей, советские реалии в сюжете и сама атмосфера игры меня просто затянули. Графика (на мой, не очень придирчивый, взгляд) довольно приятная, хотя некоторые находят в игре много внешнего не соответствия Союзу, но мне понравилось. Карта не слишком большая, но зато и передвигаться не очень долго. Система выживания не отключается, то есть кушать нужно обязательно. Боевая система пошаговая, сначала довольно не привычная, но я быстро приноровился.

Это мой первый пост об играх, пишу так, как было бы понятно мне самому, какие-то факты могу спутать или забыть, но не специально, заранее извиняюсь, если так получится – поправьте в комментариях. Почему я сделал этот пост? Потому что все посты, в основном, сводятся к личным впечатлениям от игры, короткие и малоинформативные по своей сути, я же постарался разобраться в игре более полно и дать несколько советов, в т.ч. по созданию персонажа. Все спойлеры будут ниже основного текста в советах. Игру прошел 2 раза. Первый раз – силовой универсальный боец интеллектуал, второй – дистрофичная, но харизматичная снайпер-интеллектуал. Общее количество часов в игре более 150.

Создание персонажа, это самый ответственный момент, создать персонажа, что бы и не упустить много интересного, но при этом и в битвах не ложиться, не так просто, мне удалось только с 4 попытки (10 часов игры насмарку). Тут всё относительно стандартно – 7 характеристик (атрибутов), 16 навыков (скиллов) и 2 особенности.

Характеристики стандартные, дается 40 очков, доступно для использования 33:

1) Сила – влияет на здоровье, максимальный вес, урон в ближнем бою, на все боевые навыки, кроме автоматического, так же довольно часто используется в диалогах для запугивания и изредка проверка на силу в ситуациях. Сила влияет на вероятность падения (чем она выше, тем меньше шанс) и вероятность оглушения противника в ближнем бою (чем выше, тем больше шанс). При выборе оружия пишется РЕКОМЕНДУЕМАЯ сила, при стрельбе она особо не влияет, если соответствующий навык развит хорошо, единственное в ближнем бою есть шанс уронить оружие при ударе врага (было 1 раз). В целом характеристика нужная, но не первой необходимости, особенно если играешь за стрелка, хотя с накоплением денег (малый вес в инвентаре) возникнут проблемы, но частично они решаемы сторонними средствами.

2) Выносливость – влияет на здоровье, сопротивление радиации, токсичности и восстановления здоровья в сутки, так же повышает Выживание. Используется в диалогах, но редко. Характеристика важная, но не высшей необходимости, в игре много возможностей временно повысить его, с 1 можно поднять до 8-10. Для стрелка, тем более снайпера, здоровье не самый важный фактор, действительно нужно в редких ситуациях.

3) Ловкость – влияет на очки действий, уклонение, меткость в ближнем бою, последовательность, влияет на все боевые навыки, так же на взлом, скрытность и карманную кражу. Используется в диалогах и ситуациях, но довольно редко. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ атрибут, от него зависит вся боёвка. С высоким числом очков действий воевать много проще, хорошая меткость в ближнем бою, высокое уклонение и последовательность очень помогут на первых уровнях, да и потом не маловажны. Рекомендую не менее 10.

4) Интеллект – влияет на очки навыков, общение, бартер, выживание, первую помощь, технологии и ремесло. Часто используется в диалогах и иногда ситуациях. Минимальный уровень – 3, ниже игра не пустит дальше. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ атрибут от него зависит множество диалогов, в том числе финальный. Рекомендую делать не менее 10 (простая математика, за 18-20 уровней игры каждый уровень интеллекта принесет вам 36-40 очков навыков).

5) Внимание – влияет на меткость стрельбы, последовательность, навыки дальнего боя, первую помощь, взлом и ремесло. Иногда используется в диалогах и редко в ситуациях. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ атрибут для стрелка, особенно снайпера, чем ниже, тем меньше меткость и соответственно дистанция стрельбы. Рекомендую не менее 8, снайперам – 10.

6) Харизма – влияет на общение и бартер, а так же это КРАЙНЕ ВАЖНАЯ характеристика для получения множества побочных квестов, часть из них открывается общением, но некоторые только харизмой. Скидки в магазинах зависят от проверки на харизму. Если создаете харизматичного персонажа, рекомендую не менее 8, лучше 10. В игре есть духи/одеколон улучшающие харизму, но попадаются редко.

7) Удача – влияет на шанс критического урона и азартные игры. Пожалуй самая спорная характеристика, в диалогах я её не видел, в ситуациях 1 раз. Хороша для снайперов, но не обязательна. Для влияния на игру необходимо минимум 9 очков.

Навыки тоже вполне стандартны (в скобочках номер характеристики влияющей на навык):

(1,3) Рукопашный бой – умение драться руками и ногами, довольно бесполезный навык даже для бойца ближнего боя, холодное оружие много лучше.

(1,3) Холодное оружие – умение сражаться холодным оружием, основной навык бойца ближнего боя, так же полезен для использующих оружие короткой дистанции. На высоких уровнях с прокачкой соответствующей ветки перков боец ближнего боя очень опасен, но дожить до этого чисто на ножах довольно сложно. Малый вес оружия, кроме пилы.

(1,3,5) Пистолеты и ПП – навык обращения с небольшим огнестрелом, стоит прокачивать только если играете бойцом ближнего боя, точность у пистолетов и ПП довольно слабая, как и урон, единственный плюс это меньший расход очков действий, что позволяет и стрелять и двигаться и применять холодное оружие за 1 ход. Короткая и средняя дистанция стрельбы. Малый вес оружия.

(1,3,5) Ружья и винтовки – навык обращения с двуручным неавтоматическим оружием, основной навык снайпера и единственный универсальный навык, оружие этой ветки бывает на короткую, среднюю и дальнюю дистанцию. Вес оружия средний.

(3,5) Автоматическое – навык обращения с двуручным автоматическим оружием, если вам нравятся автоматы и пулеметы – это ваш выбор, но уточняю, расход патронов при автоматической стрельбе довольно большой, вес оружия средний и большой, что вынуждает иметь большой переносимый вес, а так же повышает расходы.

Читайте также:  Блесна для щуки: выбираем по сезону

(1,3) Метательное – навык обращения с метательным оружием (самострелы, гранаты, ножи), дополнительный навык к игре за бойца ближнего боя/пистолетчика, один раз используется в ситуации. В принципе довольно маловажный навык, самострелы мне не понравились, ножи вообще не находил, гранаты в игре тоже не лучшее оружие, хотя иногда и помогают, но их можно использовать при любом уровне навыка.

(4,6) Общение – навык убеждения собеседника, ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ навык для игры, один из основополагающих, очень нужен в диалогах, помогает избежать нежелательного боя на глобальной карте.

(4,6) Бартер – тут всё понятно, чем выше, тем лучше цены при торговле, при навыке 130 у некоторых торговцев мои вещи стоили даже дороже, чем у них, но в основном одинаково или чуть меньше. В диалогах помогает выпросить награду побольше за квесты.

(7) Азартные игры – самый бесполезный навык, не так много персонажей играет в кости или очко и даже при минимальном уровне есть шанс выиграть. Не рекомендую тратить на него очки навыков при игре F5 и F9 вам в помощь. Участвует в некоторых диалогах, но редко и перекрывается другими навыками.

(2,4) Выживание – нужный навык для исследования пустошей, открывает места на Глобальной карте и дает возможность уйти от столкновения, при навыке 100 и выше можно спокойно бродить по пустошам, нежелательные встречи легко избегаются.

(4,5) Первая помощь – относительно важный навык, влияет на эффективность медикаментов и шанс подхватить наркоманию/алкоголизм. В диалогах встречал 2 раза. Не самый важный навык.

(3) Скрытность – влияет на обнаружение при кражах и на каком расстоянии замечают враги. Навык важен для бойцов ближнего боя/пистолетчиков, дает возможность начать бой первому с близкой дистанции, в целом не самый нужный.

(3,5) Взлом – нужный навык, позволяющий вскрывать двери в локациях и хранилища ценных вещей, в игре доступен набор отмычек (+20 к навыку) и ключей (+30) потому слишком много вкладывать не стоит, 70 + отмычки достаточно для взлома любой сложности. Важный момент, при любом уровне навыка есть шанс неудачи, не отчаивайтесь, иногда замок может вскрыться и с 10 попытки, пробуйте.

(3) Карманная кража – не пользовался этим навыком, в игре фактически не обязателен, не встречал квестов, где он нужен, хотя с НПС возможно вытрясти денежек, на ваше усмотрение.

(4) Технологии – навык обращения с довоенными устройствами, в игре доступен набор инструментов (+20 к навыку), больше 70 так же нет смысла вкладывать. Часто можно заменить интеллектом.

(4,5) Ремесло – навык кустарного ремесленника, если хотите играть самодельным оружием этот навык для вас, но предупреждаю, это довольно сложно, кустарное оружие наносит мало урона и имеет ограниченный боезапас.

Особенности – как обычно несут в себе положительные и отрицательные стороны, многие совсем бесполезны, некоторые противопоставлены, выбирайте с умом.

Черный пояс – выбор бойца ближнего боя/пистолетчика

Каннибал – самый дурацкий навык, как и в Фаллауте.

Сексапильность – только если играете за девушку, женских НПС не так много, потому с харизмой 8 этот навык даст возможность пройти проверку почти в любом диалоге. При игре за мужика бесполезен и даже вреден.

Вундеркинд – не самый простой выбор, с одной стороны целых 3 очка характеристик, с другой нужно на 50% больше опыта на уровень, а это реально много.

Фанат анаболиков – хороший выбор для тех, кто оставил силу на единичке, добавляет здоровья и целых 36кг к переносимому весу, но страдает уклонение и интеллект.

Технофоб – неплохой выбор для тех, кто не собирается играть самопалами, немного добавляет к здоровью и переносимому весу.

Дипломат – тут все понятно, играешь за харизматичного снайпера с силой равной 1, значит, ничего не теряешь, но много приобретаешь.

Аскет – бесполезный навык, еды в пустошах навалом, а -7(-15)кг к инвентарю это много.

Ловкий делец – навык сходный с дипломатом, но с большими минусами

Чумазый охотник – бесполезный навык, повышение урона не критично, небольшой нож в инвентаре дает те же возможности, а потеря в харизме и весе чуствительна.

Доктор морфинист – хороший навык для снайпера, который практически не лечится медикаментами.

Инженер любитель – бесполезный навык при развитом интеллекте, теряешь 2 характеристики, а приобретаешь спорные навыки.

Обжора – навык хорош, но придется таскать много еды или постоянно сражаться, подбирая еду с трупов.

Цирковая школа – не лучший выбор, но и не худший, подойдет для любителей халявы, правда много не унесете.

Проклятый снайпер – хороший навык для снайпера при удаче равной 1

Волк одиночка – пожалуй, лучший навык в игре, если конечно вы не любите спутников, как и я. Теряется часть пасхалок и диалогов с попутчиками, но ускоряется сама игра и нет зависимости от дуболомов в команде. В купе с Фанатов анаболиком лучшая связка для одиночной игры за снайпера.

Завсегдатай тира – хороший навык для бойца-универсала.

Баловень судьбы – нелегкий выбор между 4 очками характеристик и 140 очками навыков.

Лидер – не лучший обмен своих характеристик на характеристики спутников, на сладкое – чуток навыков.

Невезучий оптимист – при удаче равной 1 и ближнем бое – хороший выбор.

Теперь об умениях (перках) – в игре 8 веток умений (всего 54) и на 19 уровне доступно всего лишь 8 умение (за одинв уровень дают 2 очка умений, на каждый следующее умение нужно на 1 очко больше), то есть к выбору ветки и умений нужно подходить ОЧЕНЬ внимательно, в том числе и при выборе умений для спутников.

Выживальщик (11 умений) – суть ветки в названии первого умения, ветка для тех, кто не верит в довоенное оружие, развивает ремесло и пользуется гранатами.

Гобсек (4 умения)– ветка для тех, кто хочет прокачаться быстрее и легче, дополнительные очки навыков, опыт и скидки.

Фельдшер (6 умений) – кто печется о здоровье, тот выживет где угодно, дополнительное здоровье, отсутствие зависимостей и даже невозможность отравиться.

Доспехи бога (7 умений)– тут всё ясно, ветка для любителей боя на короткой дистанции– повышенное сопротивление урону и отсутствие штрафов от брони, шлемов и щитов, добавляет немного к переносимому весу.

Путь война (12 умений) – ветка навыков ближнего боя, увеличение урона, количества очков действия, критического шанса и даже вскрытия замков.

Автоматчик (4 умения)– кому любо шмалять очередями – это ваш выбор, увеличение меткости, нивелирование штрафов и снятие ограничений на силу.

Пистолетчик (4 умения) – отличный выбор для любителей боя на короткой дистанции вкупе с веткой доспехов дает хорошие шансы выжить в любом бою, да и патронов для пистолетов навалом.

Ворошиловский стрелок (6 умений) – выбор снайпера, что тут скажешь, всё для вас, господа Хитманы – критический урон, информация о противнике и дополнительный урон животным и мутантам.

1) В предисловии выиграть без читов невозможно, так что не стоит создавать персонажа несколько раз, в надежде победить.

2) Автозаполнение денег в игре нет, деньги тоже являются предметом обмена и их точно так же нужно выбирать у торговца и скидывать в обмен, как и другие вещи. Денег в игре не много, потому старайтесь выгрести у торговцев дочиста, в некоторых квестах они вам понадобятся в обязательном порядке и довольно много, так же у торговца оружием в Краснознаменном лучше покупать за деньги, а не обменом, если в вас бартер меньше 100, слишком невыгодные цены.

3) Есть способ быстро поднять уровень, в поселке Красный Боец вырезаем арахнидов и убиваем Трудова, за него дают 14.5к опыта, что очень много, учитывая, что за всю игру набрать даже 100к опыта мало реально, но этот поступок отрезает нам его, как спутника.

4) Если хотите получить свой автомат обратно, то идем в Краснознаменный, заходим на теплостанцию и берем цепочку квестов на поставку угля, в конце нам встретится банда, что отработала наши вещички в самом начале.

5) Навык метательное требуется только в одном событии – перекинуть веревку через пропасть в подземельях Грохочущего Леса, но там нет ничего прям необыкновенного, так что тратить очки навыков на это умение не обязательно.

6) В игре есть препарат дающий 1 очко характеристики – в подземельях Грохочущего леса в одном из закутков живет пес-мутант, в этом закутке лежит скелет со шприцом. Осторожно – пес регенится от нанесенного урона, бейте издалека, так же в проходе высокая токсичность, имейте противогаз и таблетки.

7) Если хотите восстановить Красный боец, то приготовьте денежки и кучу еды, что бы проматывать время ожидания. После восстановления подвала появится Александр, можно взять его в команду.

8) Если хотите собаку, то при встревании в драку старика и собаки с разбойниками, дайте убить старика, иначе собаки вам не видать.

9) При знакомстве с Деном есть выбор первого квеста, если сказать, что догадался об отсутствии патрона на испытании, то будет разведка, если включить «быка», то рэкет.

10) Если поможете Ковалёву с машиной – он погибнет.

11) Если рассказать Кате, что Ковалев её отец, то оба будут рады.

12) Если у Книжника в Краснознаменном выполнить квест на уничтожение сектантов и отказаться от денег, он даст книгу. Затем, после полуночи, в Отрадном, в спиральном кругу нужно прочитать эту книгу, появится тварь за которую дадут 1000 опыта. Внимание – она довольно сильно бьет в ближнем бою, подготовьтесь и сохранитесь перед этим.

13) Слева от Отрадного, на берегу небольшой причал, днем там рыбак сидит, ночью работорговцы хотят утопить человека, это первый квест против работорговцев.

14) В любой битве старайтесь прикрываться от противника с дальнобойным оружием другими противниками или препятствиями, вынуждая подойти их ближе.

15) В бою опасайтесь ближнего боя, если у вас мало силы, сбитый с ног ГГ уже не поднимется, в отличие от НПС.

16) Развивайте только нужные вам перки, внимательно изучите все и выберите нужную ветвь, помните, за игру более 8 перков получить не реально.

17) В Краснознаменном в пригороде, в доме рядом с книжным магазином, в туалете справа от входа стоит мужик, он дает квест на уничтожения 3 банд, у одного из бандитов лучший шлем в игре, дает, в том числе, +1 силу.

18) Лучше всего выбрать одно (или не больше двух) боевое направление и прокачивать его по максимуму, тогда в рюкзаке не будет лишнего оружия и патронов, а у вас будет больше денег

19) Носите в инвентаре нож, он даст возможность свежевать животных.

20) Прежде чем идти выполнять квест Кати по собиранию мухоморов, возьмите в баре бутылку водки и идите в верхний левый угол карты, у озера рыбак за бутылку научит вас потрошить насекомых.

21) Не разлучайте влюбленных в цирке, наоборот влюбите их сильнее, так награда будет больше.

22) Первые 2 умения я выбрал из ветки Гобсек – деньги и очки навыков не помешают.

Можно написать кучу советов и подсказок, но всё не вспомнить, игра довольно большая, не смотря на небольшую карту. Если есть вопросы, пишите в комментариях, отвечу. Игру изучил довольно плотно, так что знаю ответы на многие вопросы. Так же в комментариях пишите свои подсказки и найденные пасхалки и секреты.

6) Харизма – влияет на общение и бартер, а так же это КРАЙНЕ ВАЖНАЯ характеристика для получения множества побочных квестов, часть из них открывается общением, но некоторые только харизмой. Скидки в магазинах зависят от проверки на харизму. Если создаете харизматичного персонажа, рекомендую не менее 8, лучше 10. В игре есть духи/одеколон улучшающие харизму, но попадаются редко.

Ссылка на основную публикацию